Звезда мировой оперы Аида Гарифуллина выступила в Москве

Красноярский фестиваль искусств "Хворостовский" завершился "выездным" гала-концертом на сцене Большого зала Московской консерватории. Звездой вечера была сопрано Аида Гарифуллина, в нем также участвовали Сон Чи Хун - тенор из Южной Кореи, ставший золотым лауреатом XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, солистка Мариинского театра меццо-сопрано Ирина Шишкова и специально приехавший в столицу лишь на сутки Красноярский симфонический оркестр, а место за его дирижерским пультом занял молодой француз Клеман Нонсьё, в минувшем году удостоенный "серебра" Международного конкурса имени С.В. Рахманинова.
Аида Гарифуллина сегодня находится в самом расцвете красоты и таланта.
Аида Гарифуллина сегодня находится в самом расцвете красоты и таланта. / Пресс-служба Красноярской филармонии

Фестиваль, возникший в Красноярске в 2019 году как эпитафия Дмитрию Хворостовскому - всемирно известному баритону, родившемуся на берегу Енисея, нынешней осенью с некоторым привкусом скандальности сменил продюсерскую команду и название, сделав фамилию певца и титулом форума, и брендом Красноярья, поэтому, конечно, нуждался в ярком событии столичного формата, чтобы громко заявить о себе. И в этой ситуации была сделана абсолютно верная ставка на Аиду Гарифуллину.

Певица сегодня одна из самых узнаваемых оперных героинь во всем мире. Например, она не только открыла, но и закрыла чемпионат мира по футболу. Такого дубля нет ни у Монтсеррат Кабалье, ни у Анны Нетребко, ни у Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. У нее рекордные почти полтора миллиона подписчиков в социальных сетях. Умница и красавица с модельной фигурой получила европейское высшее вокальное образование и тут же заручилась поддержкой одного, а потом и другого оперного агента из числа самых влиятельных. И сегодня в ее послужном списке уже значатся выступления практически во всех лучших оперных домах планеты.

За дирижерским пультом был француз Клеман Нонсьё, удостоенный "серебра" конкурса имени С.В. Рахманинова

Аида Гарифуллина и Дмитрий Хворостовский не были друзьями, не выступали вместе в оперных спектаклях. Но она была его Татьяной в сцене из "Евгения Онегина" в одном из концертов многосерийного проекта "Хворостовский&Friends". Пела с ним дуэтом даже музыку Игоря Крутого. А главное, так распорядилась судьба, разделила с Дмитрием Хворостовским его последний в жизни концерт 22 июня 2017 года на фестивале "Летняя ночь" в Австрии на открытой сцене перед замком Графенегг…

На сцене Большого зала Московской консерватории висел баннер с портретом певца. Среди публики был и отец Дмитрия - Александр Степанович Хворостовский. Но вот что странно: по своей сути и настроению этот концерт оказался никак не связан с именем певца. И дело даже не в том, что в зале царила атмосфера легкой гламурности. В огромной программе концерта, кроме пары незначительных фрагментов из вердиевской "Травиаты", не прозвучало ни одной арии или дуэта из тех опер, что составляли репертуар Дмитрия Хворостовского, а их было в его активе почти три десятка.

Но если даже пренебречь смысловыми контекстами, программа вечера была напрочь лишена какой-либо драматургической выстроенности и стилистической гармонии. Аида Гарифуллина, чтобы все сразу всё правильно понимали, своим выходным номером выбрала арию Елены "Меня называют красавицей" из сарсуэлы Мануэля Нието и Херонимо Хименеса "Цирюльник из Севильи". После чего программа, надо заметить щедрая по количеству номеров, понеслась кубарем… Тут же стало очевидно, что партнеров звезде подобрали не из равных, а по принципу "на темном небе звезды ярче".

Сон Чи Хун, как ни грустно, не показал "чемпионского" пения. Певец, явно гонясь за концертными шлягерами, от ультралирических героев из опер Доницетти - Тонио в "Дочери полка" или Неморино в "Любовном напитке" до абсолютно драматических, как Федерико из оперы Чилеа "Арлезианка", не справляется с поставленной задачей. В его исполнении вокальная линия постоянно рвется, страдает чистота интонации, верхние кульминационные ноты то срываются, то выглядят как вставной трюк, а сам голос звучит устало, с заметными признаками амортизации. Не блеснула и Ирина Шишкова, да ей было и негде.

Аида Гарифуллина сегодня находится в самом расцвете красоты и таланта. Ее Луиза из одноименной оперы Шарпантье или Джульетты из оперы Гуно прекрасны, даже несмотря на то, что аккуратности в мелкой технике должно быть все же больше. А когда в концерте наступал черед дуэта, в образе певицы проступали черты интересной и очень трогательной настоящей актрисы, которую не зря обожают многие из числа лучших оперных режиссеров. Так, к примеру, Дмитрий Черняков только Аиду видит своей Татьяной в грядущем возобновлении "Евгения Онегина" в Вене. Хотя в концертах Аида Гарифуллина предпочитает придерживаться исключительно образа постоянно улыбающейся дивы в роскошных туалетах (иногда немного в избыточно опереточном стиле), будучи на самом деле способной на подлинные художественные откровения.

Но зачем-то певица берется еще и за тот репертуар, что противоречит ее голосовой природе. И поет болеро Елены из оперы Верди "Сицилийская вечерня" или того больше - легендарную каватину Нормы из одноименной оперы Беллини, к тому же делает это без необходимой кабалетты. Разве что из желания потрафить своему ментору - знаменитой румынской сопрано Нелли Миричою? Но получается совсем не комплементарно. А улыбка, которую певица в концертах редко "стирает" с лица, только подчеркивает неловкость момента.

В финале вечера прозвучала неаполитанская песня Non ti scordar di me ("Не забывай меня"), что в какой-то степени вернуло публику к изначальной мотивации вечера.

Кстати

После концертов в Красноярске, Новосибирске и Москве под эгидой фестиваля "Хворостовский", а также выступления в Петербурге на гала-концерте по случаю 190-летия Михайловского театра Аида Гарифуллина отправилась в Объединенные Арабские Эмираты, где даст сольный концерт и примет участие в гала-вечере на сцене "Дубай-Оперы".