Автотрассы в регионах приводят в надлежащий вид
"Дорожное хозяйство - одна из значимых отраслей отечественной экономики. И очень важно, что дорожные строители уверенно реализуют намеченные планы, обеспечивают высокий темп развития дорог, в том числе магистралей в составе опорной сети дорог и международных транспортных коридоров. Так, по итогам 2022 года удалось досрочно выполнить ранее установленные показатели - довести до нормативного состояния 50 процентов региональных дорог", - отметил глава государства.
Первоначально этого показателя нацпроекта (50 процентов) планировалось достичь в 2024 году. Но получилось на два года раньше. Ускорить работу удалось в первую очередь благодаря беспрецедентным объемам финансирования. В 2022 году федеральный бюджет выделил на дороги более 390 миллиардов рублей. Как результат за прошлый год было уложено 176 миллионов квадратных метров асфальтобетона - лучший показатель за всю историю дорожного хозяйства страны.
В 2022 году в работы по нацпроекту было включено более 6,1 тысячи объектов. В нормативное состояние привели 17,5 тысячи километров региональных и местных дорог. В плане на 2023 год - 6,7 тысячи объектов региональной и местной дорожной сети.
"За четыре года только по федеральному проекту "Региональная и местная дорожная сеть" построено, реконструировано, отремонтировано, в том числе капитально, свыше 65 тысяч километров, до конца 2023 года приведут к нормативам еще более 21 тысячи километров. И эти позитивные изменения видят жители нашей страны", - отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
Успели до зимы
Во многих регионах уже можно подвести итоги работы по нацпроекту в этом году. Они не стали тянуть до зимы и все, что было запланировано, завершили заранее. Белгородская область, к примеру, делает так уже пять лет подряд. В июле 2023-го регион привел в нормативное состояние 82 объекта общей протяженностью более 104 километров. Работы шли на 72 участках дорог (8 региональных и 64 муниципальных) и 10 искусственных сооружениях. На это было выделено 2,5 миллиарда рублей, из которых 1,1 миллиарда - средства федерального бюджета. "Все работы выполнены с хорошим качеством, и жители Белгородской области это видят", - сказал глава региона Вячеслав Гладков.
В середине августа Белгородская область получила средства опережающего финансирования на 15 дорог регионального значения, ремонт которых был запланирован на 2024 год. Таким образом, всего в 2023 году в регионе по нацпроекту будет отремонтировано 180,7 километра региональной и местной дорожной сети.
Работы по дорожному нацпроекту в регионе выполнены уже на 97 процентов. В частности, участок автодороги Бессоновка - Солохи - Стригуны в Борисовском районе на поворотах расширили до 8 метров, сделали водопропускные трубы, основание дорожной одежды укрепили методом холодного ресайклинга с добавлением эмульсии цемента и щебня. Затем уложили нижний слой асфальтобетона толщиной 7 сантиметров и верхний слой - ЩМА толщиной 5 сантиметров. Выровняли обочины грейдером и укрепили их щебнем, установили дорожные знаки, сигнальные столбики и нанесли дорожную разметку.
Автодорога Белгород - Новая Деревня является частью опорной сети региона. Она характеризуется высокой интенсивностью движения, обеспечивает выезд из южной части города в микрорайоны ИЖС и к федеральной трассе М-2 "Крым". В ходе ремонта в нормативное состояние привели участок протяженностью 3,7 км. Одновременно с ремонтом проезжей части дорожники обновили тротуар, установили новые автопавильоны.
"Современная дорога - это уже не просто инженерное сооружение, как нас учили в институте. На сегодняшний день дорога - это услуга. Услуга, которая улучшает качество жизни человека, дает возможность развиваться социально-экономическому потенциалу региона. Хорошая безопасная дорога - это комфортные перевозки, развитая инфраструктура", - отметил Сергей Евтушенко, министр автомобильных дорог и транспорта Белгородской области.
В Ингушетии работы шли на 10 объектах общей протяженностью 28 километров. В городской агломерации Магас - Назрань отремонтировали участки улиц Картоева, Центральной, Восточной и Горчханова. Это центральные магистрали с оживленным движением, вблизи которых располагается много социальных объектов. На участках обновили дорожную одежду, уложили два слоя асфальтобетонного покрытия, установили новые бортовые камни, отремонтированы тротуары. На улице Центральной смонтировали новое освещение.
"Благодаря нацпроекту мы улучшили качество жизни, отремонтировав дороги к социально значимым объектам, модернизировали транспортную инфраструктуру, разгрузив трассы и увеличив их пропускную способность. Снизили места концентрации ДТП, в целом обезопасили движение", - подчеркнул министр автомобильных дорог Ингушетии Батыр Хаматханов.
В Пензенской области в этом году в нормативное состояние привели 94 дорожных объекта общей протяженностью 175,7 километра. В столице региона завершили реконструкцию на одном из самых масштабных объектов последних лет - улице 40 лет Октября. Маршрут соединяет микрорайоны "Город Спутник" и Кривозорье, обеспечивает дополнительный выход к федеральной трассе Р-208 Пенза - Тамбов, ведет к аэропорту.
В целом в нацпроекте "Безопасные качественные дороги" участвуют практически все субъекты РФ. Одним из важных этапов взаимодействия Росавтодора и регионов стало формирование для каждого из них пятилетних программ дорожной деятельности на период до 2027 года по аналогии с пятилетним планом дорожного строительства, утвержденным правительством России.
Ключевые магистрали
Этим летом в российском законодательстве было закреплено понятие "опорная сеть автомобильных дорог". Таким образом, создана правовая основа для ее формирования к 1 сентября 2024 года. Соответствующий документ подписал президент РФ Владимир Путин.
При этом формирование опорной сети автомобильных дорог началось еще два года назад. По наглядной и прозрачной системе индикаторов из всей сети автомобильных дорог России, протяженность которой более 1,5 млн км, были отобраны более 136 тыс. км дорог: все федеральные дороги и значимые региональные трассы.
"Разработка критериев для отбора автодорог в состав опорной сети осуществлялась при непосредственном взаимодействии с субъектами РФ и с учетом их предложений. Также работа была синхронизирована с мероприятиями, которые предусмотрены нацпроектами, государственными программами, положениями действующих нормативно-правовых актов и стандартов", - отмечает Игорь Костюченко.
Предложенный концепт опорной сети автомобильных дорог нашел отражение в транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, увязав аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные станции и автомобильные пункты пропуска в единую транспортную сеть. Это позволит обеспечить качественной и безопасной дорожной инфраструктурой 85 миллионов человек к 2024 году и 103 миллиона человек к 2035 году.
Доехать до районной больницы
Ключевая цель нацпроекта "Безопасные качественные дороги" - повышение качества жизни населения. Поэтому в первую очередь восстанавливают дороги, ведущие к социально значимым объектам.
Отремонтированные небольшие участки дорог, городских улиц, по которым люди ежедневно ездят из дома на работу или учебу, существенно повышают качество жизни населения.
Например, за четыре года реализации нацпроекта в нормативное состояние было приведено более 1900 дорог, ведущих к медицинским учреждениям. В 2023 году работы проводятся почти на 600 таких участках региональных и муниципальных автомобильных дорог, их общая протяженность - 2,6 тысячи километров.
За те же четыре года отремонтировали и обустроили свыше 3,2 тысячи участков магистралей и трасс, ведущих к детским садам, школам и досуговым учреждениям. В этом году работы по нацпроекту охватили 830 объектов, являющихся частью школьных маршрутов. Их общая протяженность 2,5 тысячи километров. Это улицы в населенных пунктах, а также участки региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, по которым курсируют школьные автобусы.
Становятся доступнее и уникальные памятники архитектуры, природные заповедники, живописные ландшафты. В 2023 году на региональной и местной сети дорог в порядок приведут 360 участков общей протяженностью более 2,2 тысячи километров, ведущих к достопримечательностям.
"Комфортная, отвечающая всем требованиям безопасности дорога - главная составляющая любого туристического маршрута. За четыре предыдущих года дорожные работы выполнены на 1,2 тысячи объектов суммарной протяженностью 6 тысяч километров", - отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
Вот один из примеров: в Печорском районе Псковской области обновили маршруты, ведущие к Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю, основанному во второй половине XV века. В этом сезоне завершен двухлетний ремонт трассы, идущей от границы с Эстонией до Изборска. В прошлом году отремонтировали участки с 12-го по 23-й километр, в 2023-м - с 0-го по 12-й. Там заменили асфальтобетонное покрытие, восстановили укрепленные части обочин и виражей, отремонтировали водопропускные трубы, пересечения, примыкания и съезды, нанесли разметку, установили знаки. Обновили и автобусные остановки: на посадочных площадках и тротуарах заменена дорожная одежда, установлены автопавильоны, скамейки и урны.
"Впечатление от поездки во многом зависит от качества полотна трассы и ее безопасности. Поэтому мы ежегодно, благодаря национальному проекту "Безопасные качественные дороги", уделяем большое внимание ремонту маршрутов, по которым люди путешествуют", - рассказал врио председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Станислав Стармолотов.
Жители довольны
Позитивные изменения, которые происходят в дорожном хозяйстве в последние несколько лет, не остаются без внимания жителей страны. По словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова, результатом достижений дорожников должны быть не только километры новых и обновленных трасс и магистралей, но и повышение уровня жизни граждан.
В 2021 году в паспорт национального проекта добавили новые показатели - общественно значимые результаты. Они показывают основные потребности людей и позволяют оценить вклад нацпроектов в улучшение качества жизни населения, отражают суть национальных целей развития. Так как дорожный проект ориентирован на достижение цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", в его паспорт добавили показатели оценки удовлетворенности граждан качеством и доступностью автомобильных дорог, качеством транспортного обслуживания, а также безопасностью дорожного движения.
По результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в конце 2022 года в 85 регионах России, 52 процента жителей удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог в стране, а также отметили улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры. Годом ранее такую оценку давали 49 процентов опрошенных. Основными положительными изменениями жители назвали повышение объемов и качества ремонта дорог, строительство новых трасс и участков магистралей, мостов и транспортной инфраструктуры. Примечательно, что полученные результаты превысили плановые показатели нацпроекта (43 процента по итогам 2022 года).