Самый сложный этап для российской экономики уже позади
Профессор Финуниверситета Алексей Зубец: Удалось сдвинуть с места проблему, которая не поддавалась много лет
Сергей Куксин/РГ
Среди новостей последнего времени мое внимание привлекли три. Первая - про падение стоимости фрахта на перевозки в российские порты, вторая - про то, что уже в 2024 году Россия получит первую партию из 24 полностью отечественных, прошедших окончательное импортозамещение SJ100. И третья - про то, что в России впервые за много лет прекратилось падение численности научных кадров.

Почему эти разнородные новости в сумме очень важны для нас? Я прекрасно помню, как весной прошлого года начиналась санкционная война коллективного Запада против России. Пакеты рестрикций выходили один за другим. И народ, и эксперты встречали санкционные новости с опаской и недоумением. Прекрасно помню вопросы журналистов: как мы будем теперь жить без боингов и аэробусов? А как же скоростные поезда, а автомобили? Это же все импортное, привозное… И потребительский ажиотаж, когда из магазинов баулами выносили предметы женской гигиены и туалетную бумагу. Сегодня это все уже подзабылось, но тогда ежедневные новости об уходе из России хорошо известных, привычных брендов просто подавляли психику людей.

У профессиональных сообществ были свои опасения. Страховщики, например, всерьез рассматривали возможность эпидемии автомобильных краж, когда машины будут угонять для разборки на запчасти, которые скоро станут большим дефицитом. А всеобщий ажиотаж вокруг SWIFT, от которого нас отключат, после чего финансы развалятся?

Да, импортозамещение - это здорово, но на него нужны время и деньги, причем непонятно, сколько требуется того и другого. Хорошо помню, как я сам определял самые тяжелые, проблемные периоды для экономики. Первый - спустя два-три месяца после введения санкций, когда закончатся расходные материалы на складах, а поставок новых не будет. Второй - в конце 2022 года, когда встанет во весь рост проблема обновления оборудования, то есть когда мы не сможем купить новые машины и станки.

Однако российская экономика преподнесла всем большой сюрприз. Оказалось, что ее ресурсы для выживания и развития намного больше, чем могло показаться на первый взгляд. Оказалось, что за старым фасадом засилья англоязычных вывесок и брендов есть новые предприятия, способные заместить импорт. Что и произошло. Номенклатура товаров на полках магазинов на пике импортозамещения сократилась не более чем на 5%, так что практически никто этого сокращения и не заметил.

Были опасения, что ширпотреб и продукты питания заместить легко, а вот как быть, когда самолеты не смогут летать без запасных частей? И вот теперь мы получили ответ, причем даже раньше, чем планировалось. В 2024 году у нас появятся свои самолеты, которые будут постепенно замещать стареющую западную технику.

А еще нас пытались задушить, используя недостаток собственного флота для вывоза российской продукции. Отсюда те самые запреты на страхование грузов, введение нефтяных ценовых потолков. И это действительно была серьезная проблема. Ведь мало продукт произвести, его надо вывести на мировые рынки, а по дороге застраховать. А как это сделать, если основные мировые страховщики - западные и не хотят с нами работать? И вот ответ: буквально за полтора года России удалось создать собственный флот, к тому же есть возможности сочувствующих нам государств, которые не желают участвовать в западных санкциях.

Как итог: экономический рост в этом году составит около 3%, в следующем году развитие продолжится. И ещё - удалось сдвинуть с места проблему, которая не поддавалась много лет: российская наука получила импульс к развитию.

В итоге можно сказать, что независимая, суверенная российская экономика состоялась и выстояла, и ушло на это всего лишь полтора года, если, конечно, не считать предыдущих усилий.

Какова цена такой перестройки? Разумеется, ничего бесплатного не бывает. Издержки, связанные с развитием производства и изменением логистики, были, и они легли на потребителей. Но издержки оказались все=таки не такими значительными: накопленная инфляция к 2021 году составила около 20%, реальные доходы населения растут, зарплаты тоже. Экономические испытания не закончены, но самый тяжелый этап позади.

Алексей Зубец
профессор Финансового университета при Правительстве РФ
Поделиться