В 2023 году рынок легковых автомобилей в России вырос на 60% по сравнению с 2022-м
В октябре 2023-го в России было продано 112,2 тысячи новых легковых машин. Это почти на 2 процента больше, чем в сентябре, и в 2,6 раза больше, чем в октябре прошлого года, сообщило агентство "АВТОСТАТ". Эксперты отмечают, что продажи автомобилей растут каждый месяц начиная с июня. И уже третий месяц подряд в стране реализуется более 100 тысяч новых машин. Последний раз такое было в январе 2022-го.
Всего за 10 месяцев с начала года в нашей стране было продано 829,5 тысячи новых легковых автомобилей - на 60 процентов больше, чем за аналогичный период 2022-го.
"Рост продаж автомобилей в России обусловлен появлением на рынке новых китайских брендов и реализацией отложенного спроса. По итогам 2022 года было продано всего 687 тысяч автомобилей, а в 2023 году этот показатель может достичь отметки один миллион авто", - рассказал "РГ" генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич.
В прошлом году рынок сократился не из-за снижения спроса, а из-за дефицита машин, обращает внимание директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи. "Поэтому, как только стали расти поставки автомобилей из КНР, заработал альтернативный импорт, стало восстанавливаться производство в России, то есть увеличилось количество машин на рынке, продажи пошли вверх. Кроме того, спрос на автомобили подогревался снижением курса рубля, некоторые покупатели таким образом инвестировали денежные средства", - пояснила "РГ" эксперт.
Согласно базовому и оптимистичному сценариям прогноза НАПИ, продажи новых легковых автомобилей в 2023 году превысят один миллион.
Стоит отметить, что в последние месяцы этого года на рынок будут влиять и факторы, неблагоприятные для роста продаж. К примеру, Банк России продолжил поднимать ключевую ставку и довел ее уровень до 15 процентов годовых, что приведет к подорожанию автокредитов. А ведь примерно половина всех новых автомобилей покупается на заемные средства, отметила Татьяна Арабаджи. Кроме того, подорожает автомобильный лизинг, плюс рост цен на новые автомобили делает их менее доступными для покупателей.
Стоимость машин на российском рынке в этом году действительно выросла. По итогам августа средневзвешенная цена нового легкового автомобиля, по оценке агентства "АВТОСТАТ", достигла уровня 3,13 миллиона рублей.
Отката цен назад эксперты пока не ожидают. Предпосылок для снижения стоимости автомобилей нет, уверен генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский. "Влияние на цены оказывают как внешние, так и внутренние факторы, в их числе индексация утилизационного сбора и изменение курса валют. При этом дилеры рассчитывают на поддержку от производителей. В частности, выгодные условия по трейд-ин, расширение гарантии и привилегии на услуги сервиса", - отметил он.
В таких условиях спросом пользуются подержанные машины. За 9 месяцев 2023 года было куплено 4,32 миллиона автомобилей с пробегом - на 23,6 процента больше, чем в январе - сентябре 2022-го.
"При этом наблюдается дефицит авто с пробегом в хорошем состоянии с небольшим сроком использования, - рассказал "РГ" Андрей Ольховский. - Важно также понимать, что в показатели сегмента авто с пробегом входят автомобили, ввезенные по параллельному импорту. Такие модели официально считаются авто с пробегом, даже если по факту их пробег минимален".
Между тем за последнее время заметно изменилась структура российского рынка новых легковых автомобилей. Лидирующую роль на нем стали играть китайские марки. С января по сентябрь 2023 года в нашей стране было продано 341,7 тысячи таких авто - это 48 процентов от всего объема "легковушек", зарегистрированных в России за первые три квартала, сообщили в "Открытие Авто".
"Изменение структуры российского автомобильного рынка - следствие ухода зарубежных брендов. Китайские производители заняли свободную нишу, что помогло стабилизировать ситуацию на рынке, - отметил Андрей Терлюкевич. - Сейчас доля продаж китайских автомобилей составляет 50 процентов, но в будущем она вырастет до 60-70 процентов, так как производители готовы работать в России, а спрос на авто только увеличивается".
Татьяна Арабаджи также считает, что массовые поставки китайских автомобилей помогли восстановлению российского рынка. Кроме того, партнерство с Китаем позволило нашим заводам восстановить производство и даже начать выпуск новых отечественных брендов. "Российские автопроизводители заменили часть поставщиков компонентов, технологий из недружественных стран на китайские компании. Так что без партнерства с Китаем мы не восстановили бы рынок и производство до сегодняшнего уровня", - отметила эксперт.