Петербург, мосты культуры
Петербург, мосты культуры
Появилось новое название для встречи в этом году - Форум объединенных культур.
Михаил Пиотровский: Да, и оно означает, что форум предполагает создание - нет, пока не новой международной культурной организации, но некоего нового мирового настроения, которое заменит все то, что у нас сейчас выпадает в результате переживаемых нами событий.
Что это за настроение?
Михаил Пиотровский: Оно связано с будущим, которое мы строим. Весь форум ориентирован на будущее. Все заявленные на нем темы рассматриваются под углом: а как это будет? Какими станут театр, музей, кино, музыка, медиа?
Попробую объяснить это на интригующей нас теме искусственного интеллекта. ИИ и культура - это важнейший стратегический вопрос развития. ИИ и, допустим, самолеты или ИИ и экономика вообще - это нечто попроще. А у нас на самом деле стоит вопрос: кто кого? Именно в музеях проявится, что может и что не может делать ИИ. Хотя уже ясно, что он точно не может создавать культуру, потому что созданный под нормального, обыкновенного человека, по природе своей ИИ не может быть гениальным.
Также остро стоит и вопрос соотношения в будущем культуры и бизнеса. В какой степени бизнес будет контролировать вместо государства культуру, это нужно обсуждать уже сейчас.
Мы даже одну из важнейших на форуме тему истории на нескольких "круглых столах" будем вместе с РИО обсуждать с точки зрения ее влияния на наше будущее развитие.
Почему важно поддерживать серьезный международный разговор о культуре? Он показывает, что мы не сломлены в своем культурном достоинстве, что у нас есть идеи, интересные миру?
Михаил Пиотровский: Да, собирая форум, мы доказываем, что мировой культурный дискурс продолжается с нашим участием.
Но для меня в ситуации, когда все привычное куда-то отошло, главное - возможность уделить больше внимания необычному. Из этого необычного родится будущее…
И, по-моему, этот форум - забота не столько о нас, сколько о мире. Раньше форум был больше для нас. Все съезжались, что-то рассказывали нам, а мы - им, и это был такой фестиваль культурных разговоров. А тут задумано серьезное обсуждение проблем будущего, которое, конечно, определяется культурой. Экономикой пусть управляются более простые вещи, а будущее - это уже ясно - управляется культурой.
На форуме не будет привычных гостей из США и Западной Европы.
Михаил Пиотровский: Да, некоторые привычные гости к нам не приедут. Но это одна часть мира - другие приедут. И уже ясно, что приедет много очень интересных гостей. Да, нет Северной Америки, но представительность форума это не подорвет. Для меня лично важно, что у нас будут представлены самые музейные места в сегодняшнем мире - в странах Персидского залива. Там не только всем известный "Лувр в Абу-Даби", но десятки новейших, современнейших, красивейших музеев с хорошими коллекциями как древностей, так и современного искусства.
Будет участвовать Китай, страна древней цивилизации, где совершенно новые музеи возникают каждые три дня. С Ираном - еще одной страной древнейшей цивилизации, очень интересно осваивающей свое культурное наследие, - у нас тоже возникают разные музейные планы.
Что задает интерес гостей к форуму?
Михаил Пиотровский: Я думаю, что на самом деле всем очень интересно посмотреть, что же такое у нас происходит. Ну и сейчас у нас у всех появляется возможность быть не в контексте больших культурных держав, а в своем собственном. Россия и Китай ни на кого не давят, Индия тоже. А когда нет давящих больших культурных держав, то появляется возможность обсуждать свое будущее в ситуации, когда… старшие ушли.
Когда нет некоторых игроков, в мире прорезаются какие-то совершенно другие правила.
Если дискуссии хорошо прозвучат и все уедут вдохновленные, с важными идеями и пониманием, что рождается что-то новое, это в самом деле будет главное культурное событие года. И не только в России.
Вернемся к названию "Форум объединенных культур". Культуры действительно можно объединить?
Михаил Пиотровский: Культуры в какой-то степени едины. И понимание, что в них общего и что мы можем и будем дальше делать вместе, мы должны провести через серьезные философские разговоры на форуме. Что мы на самом деле можем сделать, чтобы, например, выйти самим и вывести культуру из сферы бюрократической рутины, в которую она погружена во всем мире.
Ну и конечно, это возможность поговорить с новыми людьми о новых вещах.
В Китае рождаются совершенно новые музеи, но при этом они используют европейский, американский и наш опыт.
Музеи - это ведь европейское изобретение эпохи Просвещения, распространившееся по всему миру. Но музеи, которые рождаются сейчас, уже немного другие, особенные.
Про "Лувр в Абу-Даби" продолжают говорить: мол, скупают лучшие картины и везут куда-то в глушь. Слушайте, но ведь и Россия точно так же поступала в XVIII веке. Екатерина II покупала в Европе лучшие картины и везла их "в какую-то глушь". А там верещали: ай, куда они везут наши вещи, что они в них понимают. И сегодня рождается что-то такое же! И очень интересно быть рядом с этим рождением.
Какие темы будут главными у музейщиков?
Михаил Пиотровский: Первый разговор - о "мостах культуры". Мы всегда говорили, что это последнее, что может быть взорвано. И все нам вторили: да, конечно! А как пришло время, то стали быстро их взрывать. И сейчас мы во многих случаях защищаем уже не мосты, а их опоры. Потому у нас и к себе, и к нашим европейским коллегам возникает прямой вопрос: а эти мосты нужны? Может, пока надо обсуждать особенности культуры, ее обособленность и на какое-то время забыть про мосты культуры и перестать туда-сюда ездить и общаться. Об этом тоже надо хорошо подумать. Я-то лично считаю, что мосты должны быть обязательно. И мы в Эрмитаже это двустороннее движение не останавливаем, у нас недаром не так давно прошли Дни Эрмитажа в Сербии. Но общий ответ пока не ясен. Может быть, нужны разводные мосты, как в Петербурге.
Второй важный вопрос для обсуждения - музей в зоне военных действий. Всегда очень важная тема, но сейчас к ней в основном обращаются, когда хотят нам в России указать, что мы что-то не так делаем. Во-первых, мы все делаем так. Во-вторых, у нас громадный опыт в этом. А в-третьих, существует еще и огромный всемирный опыт - некие правила и алгоритмы действия музея, и мы на форуме будем об этом говорить. Наши гости расскажут нам про ситуацию в Ираке во времена войны. Представители Сирии поделятся опытом, как они эвакуировали музейные вещи во времена ДАИШ (запрещена в РФ и признана террористической организацией - прим. "РГ") и гражданской войны в Сирии. Представители ICOM Египта хотят изложить свой теоретический взгляд на проблему - как жить в военной ситуации, спасать, эвакуировать, возвращать и фиксировать все, что происходит.
Для нас очень важен опыт Эрмитажа времен Второй мировой войны - мы не зря его все время изучаем, описываем, публикуем, он дает ключ к пониманию того, что происходит сегодня. И противостоит уже набившему оскомину стандартному мировому спору на тему "А кому что принадлежит? А чья это собственность?". Это все дело десятое по сравнению с пониманием, что культура должна быть спасена. А раз есть опыт ее спасения, то надо к нему возвращаться и осваивать его. Вспомним, что из России происходит "пакт Рериха" и Декларация прав культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Еще один фокус наших разговоров - законы музейной жизни как единого пространства. Я лично буду говорить об "отмене музеев" во всем мире. О том, что они якобы "не нужны", что они "хранят краденое" или "вещи, которые не для них создавались"… Недавно в Америке в городе Шарлотсвилле штата Вирджиния скинули статую генерала Роберта Ли, которую собирались передать в музей, но город решил: нет, раз уж мы его скидываем, то публично разрежем на куски и переплавим. И торжественно сделали это.
Кстати, то же самое в 30-х годах XX века ждало и надгробие Александра Невского, Эрмитаж спас его от участи "публично распилить и переплавить".
Такая неисторичность сознания у "переплавщиков"?
Михаил Пиотровский: Да, но и "современный" подход к музеям. Зачем сдавать в музей? Раз это плохо - значит, надо уничтожить. Но музеи существуют и для того, чтобы спасать от уничтожения то, что сегодня не нужно. Музейщики должны противостоять этому: что-то когда-то созданное, а сейчас ненужное, не надо уничтожать, ему место в музее.
Все это мы будем обсуждать. Плюс вопросы реституции, атрибуции, "войны этикеток". Что писать на этикетке, Айвазовский русский или армянский художник? Мы будем говорить о музеях "стран Персидского залива", а к нам приедут гости и друзья из арабских стран, которые называют его "Аравийским". Как наше сегодняшнее деление - этническое, географическое - накладывать на привычные музейные вещи и имена - все это тоже надо обсуждать…
Плюс деловая программа, отношения бизнеса и культуры.
Самое интересное в этом многообразии на ваш личный вкус?
Михаил Пиотровский: Все-таки не пропустите тему истории, формирующей современность и будущее, познания истории через культуру - там будет главный идеологический разговор. Ну а потом в музее все эти разговоры проверятся делом: укладывается или не укладывается сказанное в нашу практику.
В последний день форума в Георгиевском зале Зимнего дворца за достижения в культуре и развитие международного культурного диалога будет впервые вручаться Эрмитажная премия. Она будет выглядеть как маленькая копия знаменитой Колыванской вазы. Ее первыми лауреатами станут художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато.