Езда накатом: продажи автомобилей с пробегом "сбавляют обороты"
В то время как продажи новых машин бьют рекорды, вторичный авторынок второй месяц подряд показывает снижение, хотя обычно осенью наблюдается оживление спроса после дачно-отпускного сезона. По данным агентства "Автостат", в октябре россияне купили 489,1 тыс. подержанных машин - это на 4% меньше по сравнению с сентябрем, хотя на 12% больше, чем год назад. Таким образом, впервые с мая показатель продаж опустился ниже 500-тысячной отметки. За десять месяцев 2023 года реализация автомобилей с пробегом выросла на 22%, составив 4 млн 815,2 тыс. единиц.
"Однозначно рост ключевой ставки и, как следствие, повышение стоимости кредитов стали ограничивающими факторами для положительной динамики продаж автомобилей с пробегом в октябре. Более того, депозиты с высокой процентной ставкой подстегнули потребителей воспользоваться дополнительным источником дохода вместо покупки автомобиля", - комментирует директор направления "Автомобили с пробегом" сети дилерских центров "Прагматика" Александр Сурков.
По его словам, индексация утильсбора также сыграла негативную роль, но в меньшей степени, поскольку доля параллельного импорта в размере 3-5% несоизмерима с другими каналами поступления автомобилей с пробегом, связанными, прежде всего, с внутренним рынком.
В свою очередь, директор "Авилон Автомобили с пробегом" Николай Баскаков отмечает сохранение высокого спроса на автомобили с пробегом до 2 млн рублей. При этом кредиты стали брать менее активно из-за роста кредитных ставок (от 25%) - этот тренд начался во второй половине октября и продолжается сейчас. Что касается предложения, то доступность автомобилей с пробегом на рынке не снижается.
Показательно, что в октябре произошли перестановки в рейтинге продаж. Самой популярной моделью с пробегом впервые за год (с октября 2022-го) стал хэтчбек Lada 114, реализация которого осталась на прошлогоднем уровне - 10,5 тыс. штук. Таким образом, Ford Focus утратил лидерство, опустившись на вторую строчку рейтинга продаж с показателем 10,2 тыс. машин (-4%). Далее следуют две корейские модели, которые до прошлого года были самыми популярными иномарками на рынке новых авто: Kia Rio (9,3 тыс. шт., -4%) и Hyundai Solaris (9,1 тыс. шт., -4%).
Как отмечает Александр Сурков, Lada 114 - самый дешевый автомобиль в бюджетном сегменте, его стоимость на вторичном рынке начинается от 45 тыс. рублей. Автомобили данной модели широко представлены во всех регионах. Ford Focus был ранее очень популярен, однако сейчас он постепенно теряет свои позиции, так как парк этих автомобилей стареет из-за ухода марки Ford с российского рынка в 2019 году.
"Рост спроса на отечественные автомобили объясняется низкой стоимостью и доступностью запчастей. Европейские и американские бренды, ушедшие из России в 2022 году, будут постепенно терять свою долю на вторичном рынке. Южнокорейские модели, в том числе Kia Rio и Hyundai Solaris, смогут претендовать на существенный рост продаж только при снятии внешних экспортных ограничений: в 2023 году практически все запчасти и компоненты доставляются по параллельному импорту, что влияет на стоимость и качество обслуживания авто. В последнее время спросом в массовом сегменте начинают пользоваться китайские автомобили с пробегом", - рассказал директор департамента автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов.
Между тем, средняя цена подержанного легкового автомобиля в октябре снизилась на 2% по отношению к предыдущему месяцу, составив 1 млн 518 тыс. рублей, подсчитали в "Автостате". С начала нынешнего года автомобили с пробегом в среднем подорожали на 203 тыс. рублей или на 15%. В годовом же сравнении (к октябрю 2022-го) легковые машины на "вторичке" стали дороже на 24%, то есть на 298 тыс. рублей.
По мнению Николая Баскакова, средняя цена на "вторичке" снижается, поскольку уменьшается количество премиальных автомобилей с пробегом. Растет доля российских и китайских автомобилей, а их стоимость всегда была ниже немецких, американских и японских премиальных брендов.
А вот директор направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса Fresh Максим Солодовник полагает, что незначительное снижение средней стоимости автомобилей с пробегом в октябре - реакция вторичного рынка на замедление роста спроса. Как только он восстановится - цены снова вырастут.
"Несмотря на это, потребители уже понимают, что в ближайшие месяцы снижения ключевой ставки по кредитам и стоимости автомобилей ожидать не стоит, и те, кому нужен личный транспорт, приобретут его, несмотря на сложившиеся экономические условия", - резюмирует эксперт.