Напомню, что в столице имеется 46 колледжей, подведомственных департаменту образования и науки Москвы. Готовят в них специалистов по 160 профессиям и специальностям.
Каждый год 24 тыс. выпускников выходят на рынок труда столицы. Еще недавно, едва переступив порог своей первой работы, они слышали: "А теперь забудьте, чему вас там учили". Новые учебные программы создали с учетом требований крупных работодателей и при их непосредственном участии. Это позволяет надеяться, что на производство придут те, кого там ждут.
В частности, Московский транспортный колледж ввел программы обучения по четырем новым специальностям именно под запросы Московского метрополитена. Готовит он теперь электромонтеров тяговой подстанции, электромонтеров устройств сигнализации, централизации и блокировки, бригадиров-путейцев и "транспортных" слесарей-электриков.
Причем практике уделяется не 30% учебного времени, как раньше, а 70%. Часть занятий в этом колледже идет на базе самой подземки и Московской железной дороги. На днях, например, первокурсники в депо Московское изучали устройство электровоза прямо в кабине машиниста поезда "Невский экспресс". Главный инженер локомотивного депо Московское Андрей Оксанчук заметил, что от практических занятий больше пользы, чем от лекций в аудитории. "Учащиеся могут все увидеть своими глазами, потрогать, понять, что и как устроено, - говорит он. - Без теории никуда, но чем больше практики, тем больше заинтересованности в работе".
Не меньше впечатлений произвело на студентов, которым предстоит работать в метро, посещение депо подземки. Как отметили в пресс-службе метрополитена, самый очевидный плюс такой коллаборации - обеспечение метро молодыми специалистами, закрытие десятков вакансий.
Еще одно новшество - согласно новым программам колледжи с этого года начнут выпускать мультиспециалистов. Выпускникам с несколькими специальностями будет легче найти работу. Например, "транспортный слесарь" сможет быть и слесарем-электриком, и бригадиром-путейцем. Тот, кто учился на повара, сможет устроиться на работу кулинаром, кондитером и даже технологом.
Впрочем, как говорит директор Первого московского образовательного комплекса Юрий Мироненко, обычно к третьему курсу учащиеся точно знают, чем хотели бы заниматься, выбирают траекторию своего развития. А к окончанию учебы до 60% уже трудоустроены на предприятиях, где проходили практику. "На выпускной демонстрационный экзамен они приходят скорее не себя показать, а за "корочкой", чтобы отнести ее в отдел кадров", - говорит он.
Чтобы ни один выпускник не остался после колледжа без работы, упор делается на заключение целевых договоров с крупными компаниями, гарантирующими трудоустройство. В новом учебном году в Москве заключили 1,7 тыс. договоров с компаниями госкорпорации "Ростех", а также 700 договоров с Московским метрополитеном. Благодаря этим договорам студенты учатся за счет средств будущих работодателей и с первого курса знают, где им предстоит работать.
Многосторонняя подготовка и обилие практики позволяют молодому специалисту после колледжа устроиться на работу по более высокому разряду. Если прежде он мог претендовать на второй (считай учебный) разряд, то сейчас у него есть возможность получить третий или даже четвертый разряд.
Как сообщают в департаменте образования и науки Москвы, такие специалисты по уровню квалификации и навыков уже ближе к выпускникам вузов. И соответственно могут претендовать на более высокую зарплату.
Больше всего вакансий открыто сейчас в Москве по специальностям в сферах строительства, транспорта, ИТ и промышленности.