Водителям пока не будут менять бумажные права на электронные удостоверения

В среду, 22 ноября, на круглом столе в Совете Федерации сенаторы и эксперты обсудили возможность использования электронных прав, а также свидетельств транспортных средств. Результат оказался отрицательным.
Эксперимент, по итогам которого права можно будет показывать на экране смартфона, пока буксует.
Эксперимент, по итогам которого права можно будет показывать на экране смартфона, пока буксует. / Сергей Михеев

Не то чтобы сенаторы сильно возражали против нововведения. Просто обнаружились сложные проблемы с продвижением этой идеи.

И связаны они не с технологиями, с которыми наши специалисты не совсем успешно справляются. Кроме того, требуется серьезное изменение законодательной базы.

Итак, главные посылы экспертов при обсуждении заключались в том, что якобы сейчас пока нет возможности проверить документы в тех местах на дорогах, где нет сотовой связи. А таких мест на дорогах много. Однако это не так.

По всей видимости, эксперты не совсем знакомы с технологией.

Дело в том, что при регистрации в приложении "Госуслуги Авто" все документы туда подтягиваются автоматически. Более того, они подтягиваются и обновляются с некоторой периодичностью.

Например, мобильник находится вне связи. Но в какой-то момент он ловит сеть. И тут же закачивает все необходимые данные.

Что есть у гаишника? У него есть планшет, на котором установлена программа, позволяющая считать QR-код на мобильнике водителя.

Ни планшету, ни мобильнику для этого не нужна связь от слова совсем.

Планшет снимает данные кода, и на экране появляются реальные права. То есть водительское удостоверение со всеми данными.

То же самое происходит при считывании данных QR-кода свидетельства о регистрации транспортного средства.

Таким образом, сотрудник ГИБДД имеет всю информацию о водителе и машине. Вплоть до его фотографии.

Но в данный момент все это работает в экспериментальном режиме. И сколько продлится этот режим - никому не ясно.

Самый простой путь сделать этот эксперимент постоянным - внести поправки в Правила дорожного движения. Такой проект уже разработан Минцифры России. И даже внесен в правительство. Но пока не принят.

Сейчас в Правилах прописана возможность предъявлять электронные документы. Но речь там идет только о тех, которые были выданы в таком, электронном виде.

Это касается электронных полисов ОСАГО, а также документов на перевозку грузов и пассажиров. Например, на путевые листы. Только эти документы выдаются в электронном виде.

В цифровом формате также выдается паспорт транспортного средства. Только это не регистрационный документ.

А вот свидетельство о регистрации, а также права выдаются в бумажном виде. И других возможностей для них пока не предусмотрено. Увы.

На круглом столе в Совете Федерации представители ГИБДД свою позицию не высказали. Но корреспонденту "РГ" они обосновали свою точку зрения.

По их мнению, эксперты не разобрались в технологии, отсюда и масса заблуждений.

В действительности инспекторы ГАИ для проверки QR-кода базы данных не запрашивают. В коде "зашито" и подписано электронной подписью изображение реальных прав, а в планшете есть ключ и дешифратор.

После расшифровки полицейский видит документ так же, как если бы он получил его из рук водителя, но в гораздо лучшем качестве. Поскольку QR-код постоянно меняется (он анимирован), то и подделать его практически невозможно - утечки персональных данных быть не может.

После расшифровки полицейский видит права или свидетельство о регистрации так же, как если бы он получил их из рук водителя в бумажном виде

В общем, проблем с электронными правами и отсутствием интернета на дороге быть не должно. Но только при том варианте, который предлагает минцифры.

Грубо говоря, если развить сегодняшний эксперимент с Госуслугами, прописать такую возможность в Правилах дорожного движения, то проблем у водителей не будет. Они смогут забывать дома права и свидетельства о регистрации, и ничего им за это не будет. Даже штрафа. Достаточно будет кода на смартфоне или планшете.

Это действительно освободит водителей от лишних бумаг. Ведь сейчас им не надо возить с собой полис ОСАГО, если он заключен в электронном виде. Почему бы не пойти дальше?

Однако переводить выпуск таких документов, как свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение, пока рановато. Это потребует серьезной переделки и переписи нормативных актов. Кроме того, вот именно тут и могут появиться проблемы с подделками. А также возникнут сложности с проверками таких документов.

Бумага она и есть бумага. И даже в электронном виде она воспроизводится на экране планшета в виде бумажного документа. С двумя сторонами. Со всеми данными, расписанными во всех графах.