Учиться музыке Власов начал с шести лет - сначала на фортепиано, затем и на аккордеоне. Как и у всех детей, интерес к занятиям временами угасал. Но стоило сесть за инструмент и как следует углубиться в игру - и желание продолжать возникало вновь.
"Бывало, что на музыку ходил из-под палки. Всем детям хочется гулять, играть на улице. Я с удовольствием ходил в секцию футбола, однажды даже на концерт не явился - потому что поехал на матч. Потом получил по ушам, конечно… Мог и с пальцем сломанным играть, никому не сказав. Ну а что - вспомните пианиста Цифру, которому нацисты все кисти переломали. А он был лучший в техническом плане, чем я!.. Низко кланяюсь маме, которая положила свою жизнь на то, чтобы я стал музыкантом. Это была ее дорога, и, наверное, она была права. У меня была возможность сказать "нет" и все бросить, хотя в то время, мне кажется, не было принято перечить родителям. Но с девяти лет, когда я попал в обойму благотворительного проекта Владимира Спивакова и начал ездить на гастроли, у нас сложилась другая тусовка, свой мирок в Нижнем. Пианисты Даниил Трифонов, Денис Кожухин - это все ребята того же "призыва", которые сейчас стали большими музыкантами", - вспоминает Никита Власов.
Детства не было, признается он, да и сегодня времени на хобби не остается. Проекты возникают неожиданно. Например, недавно солист узнал, что половину января придется провести в Китае, давая концерты каждый день. Не всегда удается, как в Воронеже, провести несколько длинных репетиций с оркестром, чтобы добиться идеального взаимопонимания. Раз в месяц, когда в расписании есть "окна", Никита на неделю выезжает в прифронтовую зону и играет для бойцов.
"Плюс есть педагогическая работа в Москве, которая мне реально нравится! В декабре дней восемь я должен там быть, а остальное - начинается "чес"… В квартире ремонт не доделан, я там полгода уже не был, - разводит руками музыкант. - Как восстановиться при таком графике? Спасают встречи с друзьями, общение. "Дзены" по ночам не ловлю, не научился. Ну, вот на аппликаторе еще лежу: инструмент весит 17 килограммов, это большая проблема для спины. После 40 лет все будем с титановыми дисками, наверное".
Аккордеон для Никиты, к слову, сделали на фабрике в Воронеже. Он играет на нем уже 17 лет. Инструмент пережил с ним всякое - однажды после тряски по колдобинам в военной "буханке" пришлось самостоятельно подкручивать в нем разболтавшиеся детали. "Я в этом совсем не соображаю, но на адреналине что-то получилось", - смеется Власов.
После концертов в Сеуле, где он выступал с главным симфоническим оркестром страны, с воронежским производителем подписали эксклюзивный договор на поставку инструментов в Южную Корею.
"Для культуры многих народов аккордеон является некой скрепой. У меня уже лет пять вертится мысль о том, чтобы составить программу из национальной музыки и исполнить ее либо с филармоническим оркестром, либо сольно с ребятами из разных регионов. Ведь даже те исполнители, которые работают в больших коллективах, все равно мечтают вырваться в собственные проекты. Возможно, привлечем струнный квинтет и кучу других инструментов - бас-гитару, ударные и прочее, может, даже латиноамериканские коллеги поучаствуют. Если такой масштабный замысел удастся реализовать, можно будет успокоиться, что выполнил свою сверхзадачу", - отмечает Власов.
В его репертуаре немало переложений классики - ведь клавиатура для правой руки на аккордеоне, по сути, фортепианная. Однако Никита берется играть далеко не любые обработки.
- Например, Рахманинова я не могу себе позволить, хотя переложения существуют. Личный этикет не позволяет. Я окончил консерваторию как пианист, играл все эти сочинения и понимаю, о чем речь. Рожденный ползать летать не может - аккордеон не тот инструмент, на котором можно сделать Рахманинова. А вот Бах, как по мне, на нем может звучать. Бах - это вообще валидол… Разумеется, к такому исполнению надо подходить более ответственно. То время, которое стандартно отводится на обучение музыке, недостаточно, чтобы человек мог играть глубоко. Но программа для аккордеона будет меняться… Как преподаватель я курирую одну из московских музыкальных школ. И на аккордеон там порой приходят ребята даже более талантливые, чем те, кто мог бы играть на скрипке, - подчеркивает Власов.
Справка "РГ"
VI международный фестиваль "Воронежская камерата" прошел в ноябре и собрал более 2,5 тысячи зрителей. В филармонии выступили пианист Николай Луганский, аккордеонист Никита Власов, Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под управлением дирижера из Великобритании Джереми Уолкера, камерный дуэт из Армении - Карэн Шахгалдян (скрипка) и Сона Барсегян (фортепиано), а также оперная певица, солистка Мариинского театра Ольга Маслова. Даты фестиваля приурочили к 110-летию единственного концерта Сергея Рахманинова в Воронеже. До 30 ноября будет работать мультимедийная выставка "Рахманинов. Три грани гения" в Центре креативных индустрий "Матрешка". А до 10 декабря посетителям филармонии доступна стендовая экспозиция Российского национального музея музыки "Рахманинов: известный и неизвестный": помимо архивных документов, на ней есть QR-коды, по которым можно прослушать фондовые записи в исполнении самого композитора.