Пассажиры автобуса, в котором мы едем в Николо-Сольбинский женский монастырь, после поворота с трассы М-8, завидя впереди купола очередного сельского храма, нетерпеливо спрашивают знающих: "Это Сольба?". И каждый раз получают отрицательный ответ. Да, путь сюда неблизкий. Зато, когда взору наконец предстают белые монастырские стены, кокошники на храмах и золотые кресты с "лилиями" на куполах, вопросов не возникает уже ни у кого. "Красота-то какая!" - чуть не хором восклицают приехавшие.
А ведь совсем недавно - меньше четверти века назад - это место могло вызвать в сердце лишь скорбь и уныние. Монастырь с более чем 500-летней историей (поначалу мужской, а с декабря 1903 года - женский) разорялся и приходил в упадок неоднократно. Последний раз это случилось в 1918 году, когда обитель, точнее, все ее немалое хозяйство, прихватизировали коммунары, разогнав монахинь по окрестным деревням. Однако еще двадцать лет монастырь существовал подпольно: женщины собирались в "надежных" домах для молитвы, а окормлявший тайную обитель игумен Игнатий даже совершал постриги, за что в 1937 году был арестован и расстрелян.
В советские годы в монастыре на реке Сольбе квартировали детский дом и интернат для инвалидов, потом здесь тридцать лет располагалась психиатрическая больница. Эти последние три десятилетия новые подвижники называют "по-настоящему темным пятном" в истории монастыря, потому что их следствием стала полнейшая разруха, пришли в негодность все коммуникации: канализация, водопровод, электросети. И в 1994 году психбольницу закрыли за антисанитарию. В том же году все, что осталось от обители, было передано РПЦ.
Но не зря слово "Сольба" на языке когда-то жившего в этих местах финно-угорского племени меря означает "живая вода". Поначалу, первые пять лет после передачи церкви, монастырские постройки оставались, по сути, бесхозными, территория была завалена больничным хламом и мусором, а в развалинах жили бомжи, наркоманы и алкоголики. Назначавшиеся в возрождаемую женскую обитель настоятельницы долго в таких условиях не выдерживали и уходили, пока в феврале 1999 года игуменьей Николо-Сольбинского монастыря не стала 34-летняя монахиня Еротиида, до этого много лет участвовавшая в восстановлении Толгского монастыря в Ярославле.
Она приехала зимой на Сольбу с тремя 17 - 18-летними девочками-монахинями, и с этого момента здесь сегодня отсчитывают новейшую историю монастыря.
- После участия в строительных работах и в различных очень сложных мероприятиях, получив уже инвалидность к тридцати годам, матушка попадает в эту глушь. Ближайшая деревня - в двух километрах. И вот она с тремя молодыми сестрами приезжает в здание, где в окнах нет стекол, двери не закрываются, где живут бомжи, считающие это место своим и никаких претензий не принимающие, - рассказывает сегодня монахиня Николо-Сольбинской обители Татьяна.
Без отопления, телефонной связи, транспорта, денег, под одной крышей с сомнительными соседями - таким было начало нового этапа в жизни монастыря. Но именно эти "сомнительные" люди стали и первыми помощниками (хотя и не все): возили из леса и кололи дрова, выполняли другие работы по хозяйству. Потому что новые насельницы увидели в них не отбросы общества, а людей.
- Когда я сюда приехала, я поняла, что призвание мое - не только построить монастырь и ходить молиться. Здесь требовалось что-то большее, более серьезное. Я, конечно, спрашивала Бога, что я должна делать, для чего я тут нахожусь, и так поняла, что здесь надо возродить, создать жизнь, которой уже не было, а была деградация и очень сильный упадок. Когда после многолетней уединенной монашеской жизни в Толгском монастыре я оказалась на Сольбе, я окунулась в полноту человеческих скорбей, познакомившись с округой. Приходилось очень много беседовать с людьми, и соприкосновение с этой печалью, горечью, которую мы увидели тогда, заставило очень глубоко задуматься над будущим, - рассказала о своих тогдашних раздумьях игумения Еротиида. Кстати, психолог по образованию.
По ее словам, первое, на чем она и сестры сосредоточились, - это была забота о людях, которые их "окружали в тот момент и окружают до сих пор".
- Мы увидели, что люди лишены тех условий и услуг, которые есть в городах. Нам было больно на это смотреть, и я сказала, что не знаю, будет здесь монастырь или нет, но помочь людям нужно, - продолжает настоятельница. - Хотя мы сами оказались в том же состоянии: в нищете, без жилья, без связи, денег, дорог - без всего. Но стали организовывать праздники, мероприятия для людей, поднимать дух, потому что это самое важное. Я поняла, что важнее дела нет на свете, чем показать любовь к человеку. С самых первых дней мы параллельно занимаемся и строительством, и организацией быта, и участием в жизни общества.
Первые деньги монахини старой-новой обители заработали на кабачках. Этим же овощем кормились сами: летом 1999-го они посадили эту неприхотливую культуру, получили хороший урожай, наделали икры, насолили, насушили кабачков впрок, даже варенье из них наварили. И целый грузовик отвезли на продажу в Москву. Рассказывают, что ходили по магазинам, не знали, кому продать. Так нашли владелицу овощного магазина - она и взяла весь груз, заплатив три тысячи рублей…
Не все и не сразу откликались на попытки монахинь преобразить окружающую действительность, но со временем упорство матушек и помогавших им священнослужителей принесло плоды: в храмы обители потянулись не только местные жители, из района, области, но и благодаря сарафанному радио - москвичи. Увеличилось число насельниц (сейчас их 33), появились благотворители.
На территории монастыря, огороженной белыми высокими стенами, сегодня действуют одиннадцать храмов, есть комфортное жилье, гостиница, современнейший медцентр, кафе, трапезные, мыловарня, пекарня, сыроварня, швейные и вышивальные мастерские, керамический цех, детсад, школа, колледж. Сюда проведены все коммуникации, в том числе интернет и газ (а заодно газифицированы все населенные пункты на 60-километровом пути). Поверить в то, что всего 24 года назад на этом месте были только два полуразрушенных здания - Успенский храм и двухэтажный жилой корпус - и даже самих монастырских стен не было, признаюсь, почти невозможно. Сами монахини считают это промыслом Божьим, а приходящие извне миряне застывают в изумлении и часто называют эту обитель раем на земле.
Здесь даже для кошек построили симпатичные деревянные домики с утепленными "квартирами". На монастырской территории этих четвероногих немало - своих, подброшенных. Всех кормят, а при случае - раздают. В этом году, например, паломники забрали около двадцати хвостатых. Говорят, взятая из монастыря кошка приносит удачу. Проверить легко…
Сегодня одна из главных забот сольбинских насельниц - воспитание и образование детей, чтобы "оставить после себя достойное поколение". Это отнюдь не значит, что все отучившиеся здесь девочки после выпускного отправятся в монастырь (есть среди них, поступающие, в вузы, например). Но нравственные ценности им, безусловно, привьют.
Сначала в 2007 году в обители появился приют, куда принимают девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию. Как рассказывает сестра Татьяна, детей часто привозят из неблагополучных семей бабушки-дедушки или дяди-тети, не способные справиться с задачей по воспитанию осиротевшего ребенка. Часто эти дети имеют проблемы со здоровьем. Но вопрос о приеме всегда решает только настоятельница, кстати, сама уже удочерившая девять девочек. А поскольку детей надо учить, в стенах обители заработали детский сад и школа, для которых пригласили специалистов.
Вскоре в этой правильной школе - госаккредитация имеется - захотели обучать своих детей и благополучные воцерковленные семьи (для них проживание в монастыре - платное), а позднее открылся и колледж. И все - под общим названием "Добрая школа на Сольбе". Сегодня во всех образовательных звеньях этого учебного заведения учатся в общей сложности двести с лишним девочек самого разного возраста из пятидесяти регионов страны. Естественно, тут же они и живут. Все вместе, без какого-либо ранжирования по степени "благополучности".
Причем живут чрезвычайно интересно: вне школьных занятий они рисуют, поют в хоре, завоевывая награды на конкурсах, учатся игре на фортепьяно, рукодельничают и даже играют в школьном театре. А в колледже их учат по трем направлениям - дирижировать хором, конструировать одежду, а еще поварскому и кондитерскому искусству.
Атмосфера здесь такая, что в прошлом году 15-летняя девочка, приехавшая в монастырь с группой учеников воскресной школы из Волгограда, наотрез отказалась возвращаться домой.
- В автобусе было 26 детей, а домой возвращались 25, - рассказывает руководитель паломнической службы Николо-Сольбинского монастыря Василий Скопин. - Шесть часов шло согласование всех оргмоментов, подключились матушка и завуч школы. Матушка сказала, что это Божий промысел. И вот уже год эта девочка получает здесь блестящее образование. А для своих бывших соучеников она стала легендой. Через год они снова приезжали, угостив всех привезенными с собой волгоградскими помидорами.
Несмотря на колоссальный объем уже проделанной работы, планы по дальнейшему развитию обители у матушек не иссякают. И прежде всего - по расширению ее социально-миссионерского служения. В сольбинских школе и колледже могло бы учиться больше детей, но, увы, возможности монастыря не безграничны: все его помещения уже максимально задействованы, потому что в них живут не только насельницы и дети, но и педагоги, медики, другой персонал. Тесновато уже сейчас, а есть желание реализовывать и другие проекты.
- Конечно, давно назрела потребность разделить направления, чтобы дать возможность монастырю развиваться именно как монастырю, ведь без молитвы невозможно было сделать то, что сделано, и двигаться дальше, - считает игумения Еротиида.
Поэтому сейчас разрабатывается проект развития территории вокруг обители, включающий деревню для сотрудников, фруктовый сад, парк для семейного отдыха и оздоровления, а главное - школу-пансионат с жилыми корпусами для детей и преподавателей, учебными корпусами, актовым залом, домом творчества, спорткомплексом. Еще здесь серьезно задумались о воспитании мальчиков и очень хотят построить отдельный учебный центр для них. И, честно говоря, глядя на все уже построенное и открытое, даже сомнений не возникает, что все это появится. Потому что при таком отношении к ищущим и страждущим по-другому быть просто не может.
Игумения Еротиида, настоятельница Николо-Сольбинского монастыря:
- Церковь должна быть открыта для людей, опуститься как бы на ступеньку ниже, к человеку. Не закрываться внутри, а идти навстречу тому, кто ищет Бога и не знает, как его найти. Очень часто на этом пути людей останавливают какие-то шаблоны, традиции, которые вообще ничего не стоят: как человек одет или какие у него волосы на голове. Для Бога каждая душа ценна, поэтому подход нашего монастыря при встрече с теми, кто к нам приезжает, состоит в том, чтобы понимать человека, его состояние, душу, потребности и идти навстречу.
Василий Скопин, руководитель паломнической службы Николо-Сольбинского монастыря:
- Школа на Сольбе - это единая общность. Я не способен различить, где тут дети из приюта, где родительские - это потрясающий теплый коллектив. Помимо того, что это очень светлые дети, они еще и очень сильные. Меня иногда спрашивают приезжающие в монастырь гости, как же они адаптируются потом к окружающей действительности. Так вот, они не нуждаются в адаптации. Эти дети выращены в любви к Богу и Родине, у них есть духовный стержень внутри, который придает им силы.