Единую морскую магистраль целесообразно выстраивать от Мурманска до Владивостока. Ее потенциал даст импульс к формированию прямого маршрута, связывающего азиатские рынки с северо-атлантическими и европейскими, рассказал заместитель директора Дирекции Северного морского пути "Росатома" Максим Кулинко в колонке ИАА "ПортНьюс". Более того, четкая работа СМТК поможет снизить расходы недропользователям и компаниям-перевозчикам, которые возят грузы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и активизировать инвестиционные проекты в северных регионах, прилегающих к транспортному коридору.
Чтобы воплотить этот план в жизнь, предстоит обеспечить круглогодичное и безопасное судоходство по СМП, для чего необходимо усилить существующую атомную ледокольную группировку. Это непростая задача, если учесть, что стоимость строительства новых атомоходов сегодня пересматривается. Кроме того, необходимо учесть, что кредитная нагрузка в части финансирования проектов атомного флота продолжает расти, добавляет Максим Кулинко. Это может потребовать других подходов к финансированию услуг по ледокольной проводке. Прорабатываются разные варианты, в числе которых - субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам для строительства новых ледоколов и субсидии из средств федерального бюджета для снижения будущих тарифов на ледокольные услуги.
Однако развитие Северного морского пути не должно превращаться в самоцель, отмечает член научного совета при Совете безопасности РФ, директор и совладелец консультационной компании "Гекон" Михаил Григорьев. Дело в том, что Северный морской путь - это акватория, а СМТК - логистическая система.
Термин "Северный морской транспортный коридор" был предложен Михаилом Григорьевым в апреле 2016 года на VI международной конференции "Логистика в Арктике" в Мурманске. Его смысл в создании единой транспортной системы, включающей в себя и трассы Северного морского пути, и устья впадающих в Северный Ледовитый океан крупных судоходных рек - Лены, Оби, Енисея и других, и даже Балтийское море, откуда в Арктику также приходят суда. В его структуру также необходимо включить железнодорожные подходы к северным портам. Иными словами, предстоит создать систему логистических операций с единым регулятором, в роли которого логичнее всего выступить Минтрансу РФ, поскольку он занимается координацией перевозок всеми видами транспорта.
- Речь идет о мультимодальных перевозках, - подчеркивает эксперт. - Проще говоря, груз вначале подвозится по железной дороге в порт, потом его везут по реке или морю, а затем его развозят автомобилями до конечного потребителя. Проще говоря, необходимо сопровождать контейнер, а не судно, которое является лишь одним из средств доставки. Определенный опыт этого существует в Архангельске, где логистические компании как раз и занимаются этим. Если же заниматься только одним видом перевозок, не координируя его с другими, неизбежно будут возникать перебои и "узкие места". Например, профицит портовых мощностей по итогам 2023 года, по оценке Ассоциации морских торговых портов, достигнет 483 миллионов тонн. Было построено много перевалочных мощностей, особенно на Дальнем Востоке, не обеспеченных в достаточной мере железными дорогами. Чтобы не столкнуться с тем же самым при создании СМТК, все должно быть увязано. Проблемы с северным завозом, возникшие в ноябре, появились во многом именно из-за отсутствия единого управления логистикой. Процесс перевозок необходимо постоянно контролировать. Есть грузоотправители, есть грузополучатели, есть перевозчики, и для их эффективного взаимодействия должна существовать единая площадка.
Создание такой системы уже началось. На Международном Каспийском цифровом форуме Минтранс РФ представил проект по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).
Платформа будет включать в себя "Единое окно" для обмена данными между бизнесом и государством, цифровой профиль участника, даст возможность прослеживать движение грузов и оформлять электронные перевозочные документы для всех видов транспорта, позволит получать данные о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры. Кроме того, с помощью сервисов НЦТЛП можно мониторить и прогнозировать транспортные потоки, давать аналитическую оценку вариантов перевозки грузов.
В ближайшее время планируется создать базовые сервисы НЦТЛП - "Единое окно", прослеживаемость грузов и рейтинг участников. После этого предполагается запустить пилотный проект: отработать базовые сервисы по планированию и сопровождению перевозки контейнеров в мультимодальном сообщении в рамках экспериментального правового режима по маршруту Владивосток - Санкт-Петербург. В состав участников проекта войдут Минтранс России и группа FESCO.