"Четкого определения Глобального Юга пока нет, точного списка входящих в него стран тоже не существует. Но уже можно сказать, что это очень большое число стран со всех континентов, которые будут создавать новый мир, где Запад уже не будет доминировать", - отмечал в своем выступлении на форуме Панкадж Саран, глава группы советников Совета национальной безопасности Индии.
По словам Сарана, Глобальный Юг испытывает недовольство, раздражение и злость из-за того, что его мнение не учитывается при принятии важных международных решений, а сам он до последнего времени был объектом политики крупных держав. Но теперь Глобальный Юг начинает проявлять себя и свою субъектность, все чаще и все громче говорить одним голосом и при этом выступать против любых форм доминирования. Именно в этом, как отметил другой участник из Индии, бывший ее посол в России Венкатеш Варма, причина резко возросшего интереса к БРИКС. Многие страны сейчас хотят вступить в организацию, потому что видят в ней возможность для себя участвовать в решении глобальных вопросов.
Выступавший в первый день форума российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал БРИКС, а также ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, АСЕАН, Африканский союз, СЕЛАК, ЛАГ и ряд других организаций "международными структурами нового типа", где все вопросы решаются на основе баланса интересов и консенсуса. Эти структуры нового типа, по словам Лаврова, становятся значимым подспорьем многополярности, а фундамент у нового миропорядка уже есть - это Устав ООН. Но выполнять его положения, как подчеркнул глава российского МИД, нужно полностью и во взаимосвязи, а не выборочно, как это предпочитает делать Запад.
"В рамках БРИКС страны, которые представляют различные цивилизации, различные религии, макрорегионы, эффективно развивают связи в самых различных областях: от политики и безопасности до экономики, финансов, здравоохранения, спорта, культуры. И делается это на принципах равенства, взаимного уважения, формирования баланса интересов через консенсус. Никто никому ничего не навязывает, никто никого не шантажирует, не ставит перед выбором "либо мы, либо они", "либо с нами, либо против нас". Поэтому неудивительно, что с БРИКС хотят сблизится десятки государств", - говорил российский министр, добавляя, что при этом сложно с оптимизмом рассматривать организации, где верховодят США и их союзники. В том числе Совет Европы и ОБСЕ, которые, по словам Лаврова, задумывались как площадки для широкого и взаимоуважительного общеевропейского диалога, а теперь их, по сути, навязчиво превращают в придатки ЕС И НАТО.
Переход к новому миропорядку, как отмечали многие участники, будет небыстрым и непростым, не исключено, что и не вполне мирным. Развивающиеся страны не желают войны, они, как отмечал Венкатеш Варма, хотят в первую очередь справедливости и мира. Но США и Запад вряд ли так просто расстанутся со своим доминирующим положением в мировой системе и возможностью продолжать, по выражению Сергея Лаврова, "снимать сливки" с мировой политики и экономики. Участники форума говорили о риске серьезного конфликта между Западом и Китаем, о крайней напряженности в регионе Балтийского моря, который, по словам замглавы МИД РФ Александра Грушко, еще недавно претендовал на то, чтобы стать образцом международного сотрудничества, а теперь усилиями НАТО превратился в арену военного противостояния. По мнению же эксперта Стокгольмского института исследований проблем мира Тарьи Кронберг, опасность ядерного конфликта сейчас реальней, чем во времена Карибского кризиса.
К тому, же как заметил президент ИМЭМО Алекскандр Дынкин, смена мировых порядков в истории всегда происходила в результате войн, горячих или, как это было в последний раз при переходе к одноплярности, холодной. Впрочем, Сергей Лавров на это ответил, что сегодняшняя ситуация в мире ничем не лучше "холодной войны", и даже более того - в то время у США и СССР был "настрой на то, чтобы сдерживать соперничество в политико-дипломатических рамках". Теперь же, по словам Лаврова, ситуация совсем иная, определяющаяся во многом гибридной войной, которую Запад ведет против России. При этом благодаря действиям США оказались разрушенными практически все договоренности о контроле над вооружениями. "Я не знаю, как историки потом назовут нынешний период, но я бы относился к нему максимально ответственно", - констатировал российский министр.
Но, признавая крайнюю нестабильность политической ситуации, участники все же склонялись к мнению, что сваливания в масштабный военный конфликт не произойдет. Удержать мир на грани помогут сохраняющиеся взаимные зависимости и экономические интересы, сдерживающие политические механизмы и каналы коммуникации, да и просто рациональность вместе с признанием объективной реальности.
"США и их союзники вынуждены будут или смириться, или бороться. Но бороться уже не только против одной России и одного Китая, а бороться против меняющегося, усиливающегося Глобального Юга. А это уже утопия, и это практически невозможно", - говорил руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО Алексей Куприянов, указывая на стремительный подъем в мировой экономике развивающихся стран и их транснациональных компаний. По мнению декана факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Евгения Кожокина, США вполне могут занять достойное место и в новом, многополярном мировом порядке. "США являются великой технологической державой, страной исключительно мощной с точки зрения своих научных разработок. И переформатировать модель глобализации, создав новую, где они перестанут диктовать всем свою волю, но останутся великой державой, к голосу которой все будут прислушиваться, это и в интересах самих Соединенных Штатов", - сказал в интервью "РГ" эксперт.