Ранее стало известно, что по итогам первых девяти месяцев 2023 года российский государственный долг увеличился на 11,6 процентных пункта и достиг отметки в 17% ВВП (цитата по РИА Новости).
В целом 17% от ВВП страны - показатель совсем невысокий (особенно с некоторыми ведущими странами: в США госдолг давно не опускается ниже 100 процентов от ВВП, а в Японии вообще превышает 260% - прим. "РГ"), говорит доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова. Это позволяет относить Россию к числу стран с низким показателем уровня госдолга. Она напомнила, что в свое время серьезной для государств международными аналитиками была признана долговая нагрузка свыше 77% от ВВП.
"Рост государственного долга говорит о том, что стране как заемщику доверяют - что называется, и свои, и чужие. В то же время при высокой процентной ставке растет и стоимость обслуживания рублевой части долга. Очевидно, что данную ситуацию может исправить будущее снижение ключевой ставки Банка России. А оно произойдет, ибо октябрь уже показал замедление темпов инфляции, так что при отсутствии внешних шоков это вопрос времени", - отметила Белянчикова.
По мнению доцента экономического факультета РУДН Лазаря Бадалова, основной риск для России - не рост госдолга, а именно его обслуживание из-за процентной ставки, так как пока не понятны перспективы ее снижения в будущем году. Также не стоит забывать, что в госдолге есть и валютная часть, которую переоценили с учетом текущего ослабления рубля, отметил он. Это тоже отразилось на увеличении госдолга.
В свою очередь, первый заместитель генерального директора Фонда "Центра стратегических разработок" Борис Копейкин подчеркнул в разговоре с "РГ", что уровень российского госдолга относительно размеров экономики действительно очень низкий по сравнению с большинством других стран. Он напомнил, что долг в этом году рос медленнее, чем ожидалось в начале года. Из-за опережающего роста ненефтегазовых доходов бюджета дефицит оказался ниже, а в октябре так вообще сложился месячный профицит, соответственно сократились и потребности в привлечении финансирования.
"Очень важно, что бюджетное планирование у нас остается по-хорошему консервативным. Согласно проекту бюджета на 2024-2026 гг. дефициты останутся умеренными, заметно меньше 1% ВВП ежегодно, несмотря на ожидаемый заметный рост бюджетных расходов. Ведь доходы, как ожидается, тоже будут уверенно расти, в результате долг останется в пределах низкого уровня в 20% ВВП и в среднесрочной перспективе", - констатировал Копейкин.
Однако эксперт отметил, что при сложившемся сейчас уровне ставок расходы по обслуживанию даже такого долга все равно создают заметную нагрузку на бюджет. В 2024 году, как ожидается, более 2 трлн рублей будет направлено на процентные платежи. Поэтому в случае позитивной динамики доходов еще большее сокращение новых заимствований могло бы позволить бюджету сэкономить на обслуживании долга в будущем. А также несколько снизить ценовое давление в экономике, создаваемое бюджетным импульсом. И, соответственно, облегчить Центральному Банку принятие решения о переходе к снижению ставок.