В этом году в РФ застраховали почти в 3 раза больше электромобилей, чем в прошлом
Тем не менее спрос на электрокары растет даже в России. В этом году, с января по октябрь включительно автовладельцы застраховали почти в 3 раза больше электромобилей, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали в компании "Согласие". По данным агентства "Автостат", за 10 месяцев 2023 года в РФ было продано 10 465 электромобилей, что в 5 раз больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Эксперты объясняют это появлением на рынке ряда новых брендов и моделей, а также улучшением инфраструктуры зарядных станций.
Топ-5 самых популярных моделей электрокаров в этом году в портфеле "Согласия" возглавляет китайский кроссовер Voyah Free, который появился на российском авторынке относительно недавно: доля оформленных на эти машины страховых полисов наиболее высока - 14%.
На втором месте ещё один электрический "китаец" BYD F3 (чуть менее 14%). На третьем - Nissan Leaf (13%). Также наиболее востребованными моделями стали поступивший в продажу в конце прошлого года электрокар отечественного производства Evolute i-Pro (10%) и электровэн Voyah Dream (8%). Доля оформленных полисов на Tesla составила 7,8%. Достаточно часто автомобилисты страховали по каско и ОСАГО Audi e-tron, Hongqi E-HS9 и другие.
В 2022 году безусловными лидерами в марочном рейтинге были Nissan Leaf и BYD F3.
К самой экзотичной модели специалисты отнесли роскошный суперкар Lotus Eletre, который начал изготавливаться в Великобритании в марте 2022 года. На эти машины в этом году были приобретены всего 3 полиса ОСАГО и 2 каско. Страховую защиту оформили автомобилисты из Москвы. При средней стоимости суперкаров в 17 миллионов рублей ОСАГО обошлось водителям в 12 700 рублей, а каско - в 420 000 рублей.
"Электромобили ещё далеки от того, чтобы стать мейнстримом, но этот сегмент показывает уверенный рост. К слову, среди мер по стимулированию спроса на электротранспорт в правительстве РФ обсуждается пересмотр стоимости ОСАГО для электромобилей в такси и каршеринге. Пока что страхование этих транспортных средств - как по ОСАГО, так и по каско - по крайней мере не дороже относительно других автомобилей", - отметил начальник отдела андеррайтинга по автострахованию компании Александр Коротин.
Электромобили пользуются большими преференциями. Их владельцы не платят за парковку и за проезд по платным дорогам, а в некоторых регионах и транспортный налог. Однако это касается только "чистых" электромобилей. Тех, которые не имеют в своей конструкции двигателя внутреннего сгорания. То есть на гибридные машины льготы не распространяются вообще. Хотя все электромобили оборудуются дизельными или бензиновыми обогревателями. Они точно так же, как и двигатель внутреннего сгорания, особой экологичностью не отличаются. Возникает вопрос: правильно ли поделили машины на экологичные и не очень?
Между тем ситуация в Германии показывает, что электромобиль может стать довольно серьезной проблемой на дорогах общего пользования. А климат в России будет покруче германского.
Власти Таиланда собираются сделать электрическим весь государственный общественный транспорт в стране. Амбициозную задачу планируют решить до конца десятилетия. Правительство уже предписало госкомпаниям - операторам общественного транспорта действовать поэтапно. Автобусы с двигателями внутреннего сгорания будут менять на электрические только после списания по окончании штатного срока эксплуатации или в случае их преждевременного выхода из строя. По предварительным расчетам, на обновление всего парка уйдет около шести лет. Под инициативу уже создан целый ряд госпрограмм. "Мы надеемся увеличить общий объем использования электромобилей в Таиланде на 30 процентов до 2030 года", - рассказал журналистам министр транспорта Сурия Чунгрунгруангкит.
Примечательно, что тайская инициатива по переходу на электромобили затронет и сферу городского такси. Сначала инновационные машины начнут внедрять в сегмент "люкс" - для состоятельных клиентов. После этого дело дойдет до рядовых авто. Тема электромашин пользуется большой популярностью в Таиланде. Подтверждением этому стало участие в ежегодной автомобильной выставке Motor Expo в Бангкоке большого количества экспонатов от компаний - производителей электрокаров.
По мнению некоторых экспертов, электробусы в течение ближайших пяти лет завоюют как минимум полмира. К этому должно подстегнуть и постепенное снижение стоимости аккумуляторов. Впереди планеты всей идет Китай, где производство машин на электрической тяге развивается стремительными темпами, а внедрение соответствующих технологий пользуется стабильной господдержкой. К примеру, и сегодня в Пекине, несмотря на крайне оживленный трафик, на улицах не слышно привычного для жителей крупных мегаполисов гула от проезжающих мимо бесчисленных скутеров и машин. Многие из них передвигаются по трассам бесшумно - на электричестве. Над решением схожих задач ломают голову в Европе. Так, в Лондоне, Париже и Амстердаме к 2030 году хотят создать экологически чистые районы, куда запретят въезд машинам с двигателями внутреннего сгорания. В схожие сроки заменить все автобусы на электрические намерены в Лос-Анджелесе.
Подготовил Александр Ленин