Рост популярности торговых онлайн-площадок сопровождается тем, что рынок стал больше ориентироваться на открытие новых точек выдачи заказов в отдельных населенных пунктах. Об этом рассказали аналитики сферы электронной торговли в ходе форума Tinkoff eCommerce 2023.
Специалисты отметили, что такая тенденция связана с увеличением маркетплейсами активной базы и оборота, проходящего через них. В частности, они стараются сделать оформление онлайн-заказов более удобным для клиентов: к примеру, вводят повышенный кэшбек или привлекают больше продавцов, которые расширяют ассортимент платформ.
Кроме того, согласно данным АКИТ и Сбербанка, в топ-10 регионов по распределению рынка интернет-торговли за первое полугодие, помимо Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, в частности, вошли Краснодарский край, Ростовская и Свердловская области. На них пришлось по 4,9%, 2,9% и 2,6% рынка соответственно. Также известно, что лидерами наиболее популярных у россиян категорий товаров стали следующие: цифровая и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, продукты питания, красота и здоровье.
При этом тенденция, связанная с тем, что жители регионов стали все чаще отдавать предпочтение маркетплейсам, является естественным процессом: крупные площадки, когда только появились на рынке, стали базироваться преимущественно в крупных городах, например, в Москве. Однако затем они начали активно "продвигаться вглубь" других субъектов, объяснил директор новых проектов e-commerce платформы Ensi Сергей Мелихов.
Помимо этого, добавил эксперт, сейчас такие площадки забирают большую часть аудитории офлайн-ретейла. Особенно это касается тех магазинов, которые не отличаются высоким сервисом или брендингом.
Для того чтобы сохранить рост текущих показателей, необходим ряд факторов: в том числе широкий ассортимент, быстрая скорость доставки, мощный маркетинг, а также умение привлекать продавцов.
"Продавцы вынуждены открывать онлайн-витрины на федеральных площадках, потому что те консолидировали всю аудиторию. И несмотря на довольно большие комиссионные издержки (суммарно 40-50% от стоимости товаров), торговля на маркетплейсах может быть выгодна поставщикам", - заявил Мелихов.
Среди других способов сохранения позиций маркетплейсов на региональных рынках выделяются борьба с мошенничеством и безопасность пользователей, поскольку это повышает доверие большого числа покупателей. Вместе с этим важно обеспечить и внедрение современных технологий, уверены аналитики стартапа ZoneSmart, разрабатывающего технологические решения для экспортно ориентированной электронной коммерции. "Искусственный интеллект и аналитика могут помочь в повышении удовлетворенности клиентов и оптимизации процессов", - подчеркнули они.
Вместе с тем говорить о том, что онлайн-площадки достигли своего пика на региональном рынке, пока нет смысла, утверждает Константин Канивец, СЕО сервиса "Точка Маркетплейсы" Константин Канивец. По его словам, ожидать значительных результатов можно только через два-три года.
"Мы будем наблюдать, как все больше предпринимателей из регионов России будут выходить на маркетплейсы, раскрывая потенциал этих площадок", - сказал Канивец.
Теперь через интернет можно оплатить новую или не очень новую машину. На портале "Госуслуги" обновился сервис по купле-продаже автомобиля, с помощью которого теперь можно не только заключить электронный договор, но и совершить платеж через аккредитив. Как рассказали в Минцифры, при оформлении сделки банк "заморозит" деньги покупателя на специальном счете. Продавец получит их после подтверждения регистрации авто в ГИБДД.
В ведомстве отмечают несколько преимуществ сервиса. Автомобиль проверен. Он принадлежит продавцу, и на его регистрацию нет ограничений. Сделка безопасная - покупатель гарантированно получит автомобиль, а продавец - деньги. Аккредитив предоставляется бесплатно, дополнительными комиссиями не облагается. Продавец и покупатель должны иметь подтвержденные профили на Госуслугах и установленное приложение, им должно быть больше 18 лет. Автомобиль должен быть зарегистрирован на имя продавца.
Подготовила Юлия Гуреева