Российский авторынок четвертый месяц подряд превышает 100-тысячную отметку, однако если ранее объем продаж от месяца к месяцу увеличивался, то в ноябре новых машин было реализовано меньше по сравнению с предыдущим месяцем. Так, за ноябрь россияне приобрели 109,7 тыс. легковых автомобилей, это в 2,1 раза выше показателя годичной давности, однако на 2% меньше, чем в октябре, сообщили эксперты агентства "Автостат".
Некоторое снижение спроса в прошлом месяце обусловлено прежде всего принятым в конце октября решением Центробанка о повышении ключевой ставки на 2 п.п. до 15%. Это естественным образом привело к удорожанию автокредитов, обеспечивающих в текущем году порядка 40% всех продаж новых автомобилей. В то же время негативный эффект отчасти нивелировали возобновление госпрограммы льготного автокредитования и начавшаяся стабилизация курса рубля.
"Объемы продаж в ноябре обусловлены и отложенным спросом, и общим восстановлением рынка", - комментирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.
Генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич считает, что стабилизация курса рубля наряду с возобновлением госпрограммы льготного автокредитования является положительным фактором, который способен повлиять на стоимость автомобилей. Временное прекращение выдачи льготных автокредитов до января 2024 года заметно не отразится на динамике спроса. Дилеры готовы предложить клиентам скидки до 20%, плюс различные программы поддержки и по трейд-ин остаются доступными.
Действительно, уже в ноябре ряд автопроизводителей, включая "Москвич", Haval, Changan и JAC, начали делать скидки на свои машины. А Chery и Omoda и вовсе снизили рекомендованные розничные цены на большинство моделей, что для российского авторынка является нечастым событием. В то же время у восьми марок, официально представленных в нашей стране, цены на автомобили в прошлом месяце выросли, причем среди них оказались отечественные Lada и УАЗ, гласят данные мониторинга сайта "Цена Авто".
"Массового снижения розничных цен на автомобили не ожидается. Однако возможность снижения конечной стоимости для покупателя реализуется за счет программ поддержки продаж. Клиенты могут получить выгоду до 600 тыс. рублей, в зависимости от инструмента, которым решат воспользоваться", - говорит Андрей Ольховский.
В свою очередь, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин отмечает, что скидка при продаже машины всегда рассчитывается индивидуально. Учитываются ликвидность автомобиля, его стоимость, уровень спроса на него и выполнение плана по продажам.