Минтранс доработал проект поправок о запрете превышать среднюю скорость

Министерство транспорта доработало свой проект поправок в Правила дорожного движения, который устанавливает понятие "средней скорости".
Измерение средней скорости потребует еще и введения правил для установки камер. Ведь скорость должна быть постоянной на всем участке.
Измерение средней скорости потребует еще и введения правил для установки камер. Ведь скорость должна быть постоянной на всем участке. / Александр Корольков

Очевидно, что при положительном заключении оценки регулирующего воздействия эти поправки будут приняты. Планируется, что они вступят в силу 1 сентября следующего года. Но будут ли штрафовать за превышение средней скорости - вопрос пока остается открытым.

Ведомство выложило доработанную версию поправок в Правила на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru. Согласно ей, в пункте 1.2 Правил появится новый абзац: "Средняя скорость движения транспортного средства - значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка". А в пункте 10.1 появится запрет на превышение средней скорости.

Напомним, что идея ввести понятие "средней скорости" в Правила - давняя. Она возникла еще при появлении первых камер, которые такое нарушение фиксировали. Слишком много споров и вопросов такая фиксация вызывала. В итоге после решения Верховного суда в 2021 году Госавтоинспекция прекратила выносить штрафы за ее превышение.

Как говорится в заключении минэкономразвития на этот проект, "существующий в настоящий момент точечный контроль мгновенной скорости не позволяет исключить правонарушения на протяженных участках автомобильных дорог (стиль "торможение - разгон", применяемый в зоне действия камеры фотовидеофиксации).

В качестве негативного эффекта, возникающего в связи с наличием проблемы, указано превышение скоростного режима, приводящее к росту количества ДТП и тяжести их последствий".

Далее Минэкономразвития делает вывод, что наличие проблемы разработчиком обосновано. В проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц.

Но заработают ли камеры сразу после вступления в силу этих поправок на выявление этого нового нарушения? Напомним, что Верховный суд не просто так отказался рассматривать нарушения, связанные с превышением средней скорости. Он указал, что каждое правонарушение характеризуется временем и местом его совершения. Ни то, ни другое установить при выявлении превышения средней скорости не возможно. Ведь на каком-то участке водитель мог и превысить скорость, а где-то ехать с разрешенной. И как установить это место, где он превысил скорость?

Очевидно, что после внесения поправок в правила, будут попытки поменять и автомобильную главу Кодекса об административных правонарушениях, чтобы там закрепить наказание за превышение средней скорости, а так установить, что считать временем и местом его совершения. Но как это будет прописано, пока говорить рано.

Как считает эксперт по комплексам фотовидеофиксации Григорий Шухман, вносить такие поправки в Правила не требуется. У водителя нет ни штатных средств измерения средней скорости, ни понимания, на каком отрезке дороги он должен её измерять. В итоге все сводится к тому, что водитель не должен превышать "моментальную" что уже сказано в п.10.1 ПДД. Поэтому для обоснования применения контроля средней скорости необходимо и достаточно прописать это в КоАП РФ, например в примечании ст.12.9 Достаточно соблюдать ту скорость, которая установлена.

Как считают в ассоциации "ОКО", в камерах, которые фиксируют так называемую мгновенную скорость, измерения происходят точно по такой же формуле, как и при расчете средней скорости: радар засекает время въезда и время выезда, расстояние известно, разделили - получили результат. А камеры средней скорости просто рассчитывали время пробега на большем расстоянии. Так что принцип от выбора измерения не меняется.

Компетентно

Татьяна Горовая, председатель Общественного совета при Минтрансе России:

- В ряде регионов на участках, где ранее были установлены комплексы, фиксирующие превышение средней скорости, количество ДТП и пострадавших от ДТП сокращалось в среднем на 50%.

Безусловно, "эффект кенгуру" имеет место быть, но мы видим, что камеры преимущественно появляются на проблемных участках дорог, федеральные и региональные власти постоянно мониторят ситуацию. Также больше становится и сознательных граждан среди водителей. Отечественные и зарубежные отраслевые эксперты подтверждают данную меру действенной.

Стоит напомнить, что такая мера была приостановлена именно в целях проработки ее юридической легитимности, чтобы снять двоякое толкование и не допускать необоснованных штрафов по отношению к водителям.

При этом важно отметить, что культура вождения за последние годы сильно изменилась. Участники движения проявляют уважение друг к другу, понимают ответственность за безопасность всех, кто находится на дороге. Поэтому важно исключить те ситуации, где недобросовестные водители создают риски для себя и окружающих. Поэтому изменение нормы может затронуть лишь небольшое число участников движения.

Алексей Кучмин, член Общественного совета при Минтрансе России:

- Минтранс России подготовил проект изменений в Правила дорожного движения (ПДД), которые вводят понятие "средняя скорость" и запрещают ее превышать между несколькими камерами.

Напомню, значение средней скорости, по определению того же минтранса, - это "отношение длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка".

То есть автомобилистам официально запретят ездить быстрее установленного лимита скорости не просто там, где отрезки контролируют дорожные камеры, но и на всем протяжении пути.

Кроме того, теперь местом совершения нарушения будет считаться зона контроля последней камеры из цепочки приборов. Дополнительные требования к фиксации средней скорости запишут в правилах применения камер, проект которых минтранс уже разрабатывает, но деталей документа еще нет.

Подготовила Нина Егоршева