Основа наших свобод и прав
От "Кондиций" до "Манифеста"
Павел Владимирович, Конституция на протяжении веков была русской мечтой, и лишь в начале XX века в России появилась конституционная монархия. Почему пришлось ждать так долго?
Павел Крашенинников: В условиях самодержавия невозможен договор в отношениях между обществом и властью. Первая попытка "даровать свыше" народу некоторые права была предпринята при Анне Иоанновне. Она подписала было ограничивающие ее самовластие "Кондиции", но затем разорвала их и отказалась делиться властью. Не были реализованы прогрессивные идеи ни Александра I, ни Сперанского, ни декабристов.
Реальным вкладом в конституционный процесс можно назвать только, пожалуй, составленный под руководством Витте императорский Манифест 17 октября 1905 года и подготовленные по его реализации Основные государственные законы Николая II. Были провозглашены права подданных, созданы Совет министров, Государственная Дума, преобразованы Госсовет и сенат, разрешены партии, свобода собраний, печати, стачек. Однако Первая мировая, революции 1917 года и Гражданская война перевели страну в другое измерение.
Война законов
В советские годы утраты истории были восполнены. СССР даже высмеивали за "приверженность конституциолизму". Сколько было принято Основных Законов?
Павел Крашенинников: В 1918 году была принята Конституция диктатуры пролетариата. После образования Союза ССР приняли "ленинскую" Конституцию СССР 1924 года, закрепив создание союзного государства в лице России, Украины, Белоруссии и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, так называемая "сталинская". Следующей стала "брежневская" 1977 года. Всякий раз вслед принимались конституции союзных республик, не выходившие за рамки Основного Закона страны.
В итоге распад Советского Союза в декабре 1991 г. оставил нам в наследство Конституцию РСФСР 1978 года. Но процесс, известный как "война законов" между СССР и ставшей суверенной Россией, дал о себе знать. Как только депутаты Верховного Совета РСФСР начали вносить в Основной Закон многочисленные поправки, вся правовая конструкция "поплыла". Будучи экспертом в Верховном Совете, я хорошо помню этот законотворческий процесс. Между тем нарастало напряжение в обществе. К экономическим и политическим проблемам добавился законодательный хаос.
Конец смуты
Говорят, из песни слова не выкинешь, но можно выкинуть песню. Так и решили обойтись с Конституцией советской России?
Павел Крашенинников: Условия изменились коренным образом. В стране уже появился институт президента, Конституционный суд. Старая Конституция концептуально не годилась. Возникла другая страна, другие отношения, нужен был новый Основной Закон. К середине 1992 года оформились два центра власти: президент - правительство и Верховный Совет.
Между ними развернулась нешуточная борьба. Двоевластие порождает хаос и, как правило, вооруженное противостояние сторон, что и привело к трагическим событиям 1993 года, вплоть до штурма телецентра, расстрела Белого дома и гибели людей.
С 1990 года начались подготовки проектов Конституции. В октябре-ноябре 1993 года президентский проект прошел окончательную доработку и был вынесен на всенародное голосование 12 декабря, именно в этот день мы отмечаем День Конституции. За принятие Конституции проголосовало 58,43 % голосовавших, против - 41,57 %.
Почти половина наполовину - признак того, что страна расколота и до единства в обществе далеко…
Павел Крашенинников: Это лишь подчеркивало ту пропасть, от края которой нам удалось отойти. Была решена главная задача: новая Конституция положила конец двоевластию. Стали выстраиваться законодательная, исполнительная и судебная системы власти. Конституция стала символом стабильности государства, дающей возможность развития страны и защиты прав ее граждан.
Хочу особо отметить, что действующий Основной Закон, в отличие от всех предыдущих, - закон прямого действия. Приняты и действуют федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, субъектовые конституции и уставы, нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня.
Обновление
Как известно, в 2020 году в Основной Закон были внесены существенные поправки. Он оказался не совсем качественным?
Павел Крашенинников: Внесение изменений свидетельствует, скорее, о желании обновить и усовершенствовать законы, чтобы они соответствовали современным потребностям и ценностям нашего общества.
20 января 2020 года президент внес в Государственную Думу проект закона о поправке к Конституции "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти". Этого потребовали большие перемены в развитии страны за прошедшие годы. При этом глава 2 Конституции, утвердившая права и свободы человека и гражданина России, не претерпела изменений, что говорит, в том числе, о ее добротной изначальной проработке. Поправки затронули значительное количество конституционных положений с 3-й по 8-ю главу и практически все сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную, духовную. Были внесены изменения в сорок одну статью Конституции, появилось пять новых статей - всего более 200 поправок.
Напомните, в чем суть этих изменений Основного Закона?
Павел Крашенинников: Все поправки можно условно поделить на четыре основных блока. Прежде всего, это обеспечение суверенитета и территориальной целостности России. Узаконен запрет на действия, направленные на отчуждение территории, на призывы к таким действиям.
Также теперь решения международных органов, которые противоречат нашей Конституции, не будут исполняться в России. Такие коллизии разрешаются Конституционным судом.
Обновленная Конституция установила новые требования для высших государственных чиновников - президента, председателя правительства и министров, высших должностных лиц регионов, сенаторов, депутатов, судей. Новые правила запрещают им иметь второе гражданство и накладывают ограничения на иностранные счета.
Защита традиций
Сейчас западный мир захлестнула волна нравственного упадка: мультикультурализм, однополые браки, смена пола, заговорили уже о легализации педофилии. Мы устоим перед этой напастью?
Павел Крашенинников: Вопрос, касающийся нравственного упадка и его влияния на современный мир, является сложным и вызывает множество споров. Многие считают, что некоторые явления, такие как мультикультурализм, прогресс в области прав человека, открыли новые возможности и расширили границы свободы для людей по всему миру. Однако важно помнить, что каждое общество имеет свои собственные ценности и традиции, и эти ценности могут различаться в зависимости от культурного, исторического и религиозного контекста.
Борьба с нравственным упадком требует баланса между уважением к разнообразию и защитой общих нравственных норм.
Россия, как и другие страны, также сталкивается с вызовами в области нравственности, и государство занимается разработкой политики и законодательства, которые отражают мнения и ценности ее граждан. Это касается поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранению традиционных семейных ценностей.
Как это отразилось в принятых поправках в Основной Закон?
Павел Крашенинников: Изменения в Конституции повлияли на семейную политику. В них были определены конкретные вопросы о совместной ответственности Федерации и ее субъектов в защите семьи и брака в качестве союза между мужчиной и женщиной. Правительство здесь проводит единую государственную политику. При обсуждении поправок возникли споры, как лучше выразить особую заботу о детях. В итоге было установлено, что дети являются высшим приоритетом в государственной политике России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, моральному, интеллектуальному и физическому развитию детей, а также их воспитанию в духе патриотизма, гражданской ответственности и уважения к старшим.
Государство также принимает на себя обязанности родителей в отношении безнадзорных детей, чтобы обеспечить приоритет семейного воспитания.
Есть такое утверждение: состоявшимся может считаться то государство, в котором счастливы старики и дети. О нуждах тружеников, о ветеранах не забыли?
Павел Крашенинников: Да, конечно, важно, чтобы государство обеспечивало благополучие всех своих граждан, включая их социальные потребности, и защищало их интересы вне зависимости от возраста.
Необходимо уделять внимание потребностям всех слоев общества, а особенно уязвимым группам - детям, пожилым людям. Это способствует формированию сильного и солидарного общества, где каждый человек ощущает поддержку и заботу.
Конституция выводит на новый уровень вопросы социальной защиты граждан. Поправки предусматривают индексацию пенсий, пособий и других выплат, а также более доступное обеспечение качественной медицинской помощи. Это означает, что государство принимает на себя большую ответственность за социальное благополучие граждан.
Также особое внимание уделяется защите культурной самобытности народов России, что подчеркивает единство нашего многонационального народа. Эти изменения дают гражданам больше уверенности в обеспечении их основных социальных нужд.
Власть - гражданам
Что включает в себя блок поправок, направленный на обеспечение единства системы публичной власти?
Павел Крашенинников: Этот конституционный принцип предполагает согласованное действие всех уровней власти как единого целого - для граждан, общества, государства. В Конституции появились положения о Государственном Совете, установлены новые правила формирования и деятельности правительства, усиление роли парламента. Глава кабинета, его заместители и федеральные министры назначаются президентом после их утверждения Госдумой, а "силовой блок" - после консультаций с Советом Федерации. Порядок назначения членов правительства стал более публичным.
На фундаменте системных конституционных поправок выстраивается вся дальнейшая государственная, общественная, экономическая, социально-духовная работа: развитие здравоохранения, науки, культуры, защита территориальной целостности. На сегодняшний день внесены изменения уже в более чем 180 актов федерального законодательства, продолжается работа над проектом закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".
Конституция - не культовый постулат, а рабочее руководство к действию. В него могут и в дальнейшем вноситься изменения?
Павел Крашенинников: В октябре 2022 г. в текст Конституции были внесены изменения в связи с принятием в состав России новых субъектов - Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей. Теперь в Российской Федерации 89 субъектов. До 1 января 2026 года на этих территориях действует переходный период, в течение которого будет осуществляться их интеграция в российскую правовую систему. Уже приняты более 50 законов, касающихся различных сфер законодательного регулирования в новых субъектах. Работа над развитием конституционных норм продолжается.
А сегодня давайте еще раз напомним, что 12 декабря исполняется 30 лет нашей Конституции, документу, который установил основы правовой и политической системы в России, заложил основы наших гражданских свобод и прав.