Как подчеркивают специалисты, создание импортозамещенной версии пассажирского самолета SJ-100 - серьезный вызов для российского научно-исследовательского и промышленного сообщества. Всего на импортонезависимом "Суперджете" замещено порядка 40 систем и агрегатов.
ЦАГИ осуществляет научное сопровождение работ в части аэродинамики, прочности и ресурса. Испытания проводятся по заказу ПАО "Яковлев".
Испытания модели SJ-100 с российскими двигателями проходили с помощью экрана, имитирующего взлетно-посадочную полосу, в диапазоне скоростей от 10 до 80 м/с. Моделировалась работа реверсного устройства при различных конфигурациях механизации крыла. Кроме того, имитировался пробег самолета по полосе после касания. Это необходимо для определения влияния работы реверсного устройства на аэродинамические характеристики воздушного судна.
Ученые рассказали, что для данного цикла экспериментов был применен метод пространственной визуализации течения PIV (Particle Image Velocimetry - анемометрия по изображениям частиц). Это повышает информативность и увеличивает объем данных для валидации численных методов.
Еще одной особенностью работ стало использование высокочастотных датчиков. С их помощью измерялось статическое давление по поверхности горизонтального оперения. Это также послужит увеличению информативности исследований.
По словам специалистов, полученные характеристики могут быть использованы для оценки нагрузок на горизонтальное оперение при выполнении пробежек самолета по взлетно-посадочной полосе.
Напомним: к началу осени в ЦАГИ были закончены испытания на усталостную прочность самолета в объеме 12 тысяч лабораторных полетов без выявления проблем в конструкции планер.
А первый полет опытный образец SJ-100 совершил в конце августа. В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе. Продолжительность полета составила 54 минуты, он проходил на высотах до 3000 метров и скоростях до 343 км/час. В соответствии с полетным заданием экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвел "посадку на облако" и заход на посадку с уходом на второй круг.