Главный постулат рекомендаций - все должно быть в меру, использование всевозможных гаджетов во время образовательного процесса и дома должно быть умеренным, чередоваться с периодами отдыха и физической активности. Иначе есть риск испортить зрение и здоровье.
Отмечается, что образовательный процесс становится все более интерактивным. Поэтому, например, продолжительность использования интерактивной доски на уроке для учеников 1-3 классов не должна превышать 20 минут, а для 4-11-х классов - не более 30 минут. При демонстрации обучающих фильмов и программ экранная нагрузка на детей пяти-семи лет должна не превышать 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов - 15 минут.
Персональным компьютером школьникам 1-2-х классов рекомендуется пользоваться не более 20 минут, 3-4-х классов - 25 минут, 5-9-х классов - 30 минут, 10-11-х классов - 35 минут. А планшеты в школах в 1-2- х классах можно использовать не дольше 10 минут, в 3-4-х классах - 15 минут, в 5-11-х классах - 20 минут. Дома младшим школьникам рекомендуют пользоваться компьютерами не более 80 минут в день, 120 минут - в 5-9 классах и 170 минут - старшим школьникам. Ежедневно предлагается делать гимнастику для глаз, а также оптимально оборудовать рабочее место ученика. Например, расстояние от монитора до глаз должно быть не менее 70 сантиметров, а от рабочей поверхности - не менее 25 сантиметров.
Среди общих рекомендаций: не использовать гаджеты за 60 минут до сна ребенка; не располагать их рядом с кроватью ребенка; не принимать пищу перед экраном; если гаджеты не используются, лучше отложить их как можно дальше от детей. Следует также поддерживать у ребенка интерес к другим видам деятельности: спорту, музыке, творчеству; как можно больше времени проводить за играми на свежем воздухе, больше двигаться. И главное - использовать гаджеты в качестве поощрения.
Школы далеко не первый год борются с мобильными телефонами. Полностью поддерживаю стремление вытащить детей из гаджетов. Другой вопрос - как это делается и что предлагают детям взамен.
На родительских собраниях после жалоб учителей на то, что дети сидят в телефонах, следуют жалобы на то, что кто-то на перемене бегал и шумел. В представлении среднестатистического учителя ребенок и на перемене должен тихо сидеть или смирно стоять, в лучшем случае играть в классические настольные игры. Ребенку это сложно. Поставьте в коридорах столы для настольного тенниса, повесьте баскетбольное кольцо - и, может быть, никакой борьбы с телефонами и не потребуется. Но для школ это непозволительная роскошь, а для учителей - очередная потеря нервов. Кто-то ударится, а ответственность - на учителе, вплоть до объяснений перед прокуратурой. Или разобьет стекло - не слишком приспособлены стандартные здания школ для подвижных игр. Выпускать на перемену во двор - поноситься и выплеснуть энергию - и климат не позволяет, и нормы безопасности. В итоге дети всегда виноваты - или за то, что сидят тихо с телефонами, или за то, что бегают без телефонов.
Второй вопрос - как организован запрет телефонов. Обычная практика сейчас - требование сдавать телефоны перед первым уроком учителю - иногда превращается в очередной повод для стычек ершистых тинейджеров с педагогами. У детей начинается "мозговой штурм": один говорит, что забыл телефон дома. Второй носит с собой два телефона - сломанный сдает, вторым тайно пользуется. Учитель зачастую не постесняется залезть в школьный рюкзак и вывести подопечного на чистую воду. А потом идут обобщения - весь класс слушает отповедь, какие все они негодяи, вруны и так далее. Взаимопониманию с учителями это совсем не способствует. "Ничего, пусть детей ругают - это готовит их к взрослой жизни", - встают на защиту педагога в родительских чатиках некоторые мамы. А другие, послушав, как общается педагог с детьми на записи, которую тайком сделал ребенок опять же на свой мобильный, переводят школьника в другую школу. Но это уже другая тема.
Подготовила Ксения Демьяненко