Рубрика:Экономика
22.12.202313:16

Культура конкуренции: что нужно знать о жизни города со школы

В октябре в московских школах стартовал просветительский проект "Культура конкуренции", который продлится до конца учебного года. Он знакомит старшеклассников с рыночными механизмами конкуренции и особенностями регулирования системы госзакупок.

Департамент города Москвы по конкурентной политике

Организаторы уверены: проект помогает сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию и представление о конкуренции как основе для развития бизнеса и города в целом. О том, как проходят занятия и что думают о них сами школьники, рассказываем в нашем материале.

От пилота к практике

Ознакомительно-просветительскую программу "Культура конкуренции" разработали столичные Департамент образования и науки, Департамент по конкурентной политике и Университет Правительства Москвы. Первые тематические семинары провели с 22 ноября по 4 декабря 2021 года. В них приняли участие 250 учащихся предпринимательских классов из десяти московских школ.

Проект в пилотном формате вызвал большой интерес аудитории, поэтому в 2022 году было принято решение развивать его дальше, вовлекая в "Культуру конкуренции" как можно больше школ.

Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

"В этом году проект принял уже совсем иные масштабы. Во-первых, он продлится почти весь учебный год: стартовал в октябре и завершится только в мае. Во-вторых, теперь семинары проводятся не только в профильных предпринимательских, а во всех старших классах разных школ по всей Москве. Это очень важно, ведь сегодняшние школьники - это будущее города, и нужно уже сейчас помочь им разобраться, как работает экономика, привить принципы свободной и честной конкуренции", - рассказал руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Кирилл Пуртов.

Перед преподавателями стояла задача не просто рассказать школьникам о том, как проводятся в Москве госзакупки и земельно-имущественные торги, а помочь им разобраться в таких понятиях, как рыночные механизмы конкуренции, регулирование системы закупок, прозрачность и честность по отношению к процедурам и их участникам. В ходе занятий учащиеся узнают о принципах проведения честных торгов и возможных последствиях нарушения закона о контрактной системе, о методах противодействия коррупции при проведении госзакупок.

Просто о сложном

Программа состоит из трех семинаров - "Культура конкуренции", "Закупки", "Торги", - а также итоговой игры "Город будущего". Занятия проводят эксперты Департамента по конкурентной политике и преподаватели Университета Правительства Москвы. Каждое из них включает в себя сложные логические и экономические задачи, решить которые ребятам помогают знания из области экономики и математики, а также методы оптимизации, о которых они узнают на проекте.

На первом занятии школьников знакомят с понятием конкуренции как естественного процесса в окружающем мире. Сначала в рамках интерактивной лекции они вместе с преподавателем рассуждают о разных видах конкуренции - от межвидовой и внутривидовой борьбы, которые обеспечивают жизнь на Земле на биологическом уровне, до трудовых отношений и рыночной экономики, основанной на балансе спроса и предложения.

Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Затем ребята объединяются в команды, чтобы выполнить несколько заданий. Например, им нужно разработать свод правил для отбора учеников в школы с разным уклоном (экономическим, спортивным, IT и так далее) и пояснить, почему они выбрали именно эти правила, насколько они обеспечивают прозрачные условия для учащихся и создают ли необходимые условия конкуренции для поступающих. Обсуждая результаты игры, школьники приходят к выводу, что конкурентная среда предполагает наличие открытой и понятной цели, а также свода прозрачных правил, в том числе морально-этического характера, которые разделяют все участники.

Покупать или продавать?

Второй семинар посвящен моделированию процесса закупки: он позволяет погрузиться в работу заказчиков и поставщиков и убедиться, что наилучший результат достигается именно в конкурентной среде. Занятие начинается с вопроса: "Что легче - покупать или продавать?" В ходе дискуссии участники приходят к выводу, что в развитой экономике легче покупать, поскольку там, где есть спрос на что-то, обязательно найдутся инвесторы и производители. Но есть и уникальные товары, работы и услуги, доступ к которым ограничен по разным причинам. Наставники акцентируют внимание на том, что глобальная цель контрактной системы - обеспечить соблюдение законодательства о закупках и, как следствие, исключить негативные последствия для экономики от ошибок при их проведении. После этого ребятам рассказывают о том, как осуществляются госзакупки в Москве и проводят игру, где они примеряют роли заказчиков и поставщиков. Для этого выбран пример обеспечения школы необходимым оборудованием: интерактивными досками, спортивным инвентарем и так далее. При этом команды получают краткое описание ситуации - что и когда нужно получить, в каком объеме, сколько денег на это выделено.

На третьем занятии учащимся рассказывают о том, что, как и зачем Москва реализует на торгах, а также о преимуществах приобретения и аренды имущества напрямую у города. Чтобы наглядно продемонстрировать участникам дух конкурентных торгов, в завершение занятия им предлагают поучаствовать в командной игре, где они сами организуют аукцион. Для этого ребятам дают описание четырех земельных участков, которые будут выставлены на торги, и краткую информацию об участниках аукциона. Они распределяют роли продавцов и покупателей и по очереди проводят четыре тура аукциона.

Групповые обсуждения после выполнения заданий помогают сформировать объемное видение о торгово-закупочной деятельности города.

Игра в будущее

На заключительной встрече ребята проходят итоговое тестирование. После этого тренер делит участников на пять команд и проводит интерактивную игру "Город будущего", в ходе которой они применяют полученные знания на практике с помощью смоделированных кейсов торгов и закупок.

Например, в одном из заданий тренер выполняет функции городской администрации, а каждая команда представляет собой бизнес-структуру с определенными ресурсами, заинтересованную в получении подряда на строительство важнейших объектов - больницы, театра, школы, железнодорожного вокзала. После этого проводится пять аукционов: "подрядчики" пишут на листе бумаги свою цену и передают тренеру, а тот определяет победителей по минимальным ценам. Если какая-то команда ни разу не выиграла, то она может наняться в субподрядчики к любой другой команде в любое время.

Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике

По окончании аукционов команды приступают к "строительству", после его окончания городская администрация "принимает" объекты на основании ранее определенных критериев. В конце игры команды подсчитывают свои коммерческие результаты.

Важно, чтобы в ходе состязаний ребята на живом примере поняли, что городу при проведении закупок важна не только минимальная цена, но и способность поставщика выполнить свои обязательства. А с точки зрения предпринимателей краткосрочные коммерческие цели не должны вступать в конфликт с долгосрочными - то есть качественным исполнением контрактов, соблюдением сроков и других условий, что является гарантией дальнейшего сотрудничества с городскими заказчиками.

"Мне очень понравились занятия. С нами работал хороший преподаватель, который сумел заинтересовать класс, потому что доступно все объяснял. Уроки проходили динамично, интересно и познавательно. Мы на реальном примере могли почувствовать себя предпринимателями, поставщиками и аукционерами, сами проводили закупки и торги. Хотелось бы больше таких интересных занятий", - поделилась впечатлениями одна из участниц проекта.

Белая книга

После того, как в столице был реализован пилотный проект "Культура конкуренции", его включили в Белую книгу Федеральной антимонопольной службы - сборник лучших практик региональных органов власти, направленных на развитие конкуренции. Просветительская программа была отмечена в числе десяти эффективных проконкурентных подходов Москвы.

"Очень ценно, что проект "Культура конкуренции" был признан одним из лучших в России. Для современного молодого человека важно понимать роли игроков рынка и развитие бизнеса в рамках здоровой конкуренции. Эксперты и методологи Университета Правительства Москвы адаптировали теорию и практические примеры из реальной жизни так, чтобы это было понятно школьникам, смогло увлечь их и погрузить в процесс обучения", - подчеркнул ректор Университета Правительства Москвы Василий Фивейский.

Организаторы также подчеркивают, что проведение таких мероприятий полезно, в том числе с точки зрения профориентации учащихся старших классов, а также позволяет повысить экономическую, правовую и гражданскую культуру школьников, привлечь их внимание к вопросам конкурентного и антимонопольного законодательства и понимания необходимости защищать конкурентную среду как необходимое условие для развития экономики.

Проект предполагается масштабировать и сделать постоянным для периодического проведения в столичных школах. В дальнейшем он может вырасти в семестровый или полугодовой курс основ конкуренции как необходимой части современного экономического процесса, а также стать основой для проведения городских школьных игр и чемпионатов по экономическим играм с фокусом на конкуренцию.

поделиться