Российские операторы многое сделали для того, чтобы удерживать качество пользовательского опыта на привычном гражданам уровне, отмечает аналитик профильного телеграм-канала @abloud62 Алексей Бойко.
"Они проводили массированную программу рефарминга - переиспользования частот 3G и GSM под LTE, это повысило пропускную способность сетей LTE, помогло удерживать или даже наращивать средние скорости доступа. Одновременно операторы сокращали долю безлимитных тарифов, что дало возможность удержать рост трафика на уровне, который могли поддерживать российские сети мобильной связи. Но чем дальше, тем сложнее компенсировать такими мерами отсутствие нового оборудования. Потенциал рефарминга в крупных городах не бесконечен", - полагает эксперт.
"Рефарминг не везде на 100% использован, но надо понимать, что он дает заметный прирост там, где не было базовых станций LTE, а было 3G", - добавляет глава ИАА Telecom Daily Денис Кусков. "Рефарминг как точка роста себя исчерпал", - не соглашается ведущий мобильный аналитик Эльдар Муртазин. "В 2024 году мы будем что-то добирать, но это уже поскребыши, коренных изменений там не будет. До пандемии у нас был запас прочности на сетях порядка 30%, рефарминг дал нам еще год-полтора", - отмечает он.
Сегодня, по словам эксперта, есть еще примерно 20% запаса прочности на сетях связи. "Но не везде, это зависит от региона. Например, в Нижнем Новгороде это не так. Поэтому там часто падают сети. Там есть проблемы с энергетиками, с подключением к сетям, с доступом в коллекторы", - говорит Муртазин.
Специалисты отмечают, что если ситуация с возможностью закупки нового оборудования не начнет решаться в самые ближайшие месяцы, то придется говорить уже не о стагнации, а о риске снижения качества сервиса. "То же касается и запуска в России сетей 5G, которые при использовании правильных частот помогли бы существенно разгрузить от трафика сети LTE. И если с оборудованием процесс пока что идет, что называется, по плану, то по части частот особых подвижек не наблюдается", - говорит Бойко.
В то же время, отмечает Кусков, пока что запасов скоростей на сотовых сетях хватает. "Хотим мы того или нет, но и глобальный измеритель Speedtest, и наш "Мегабитус" говорят о том, что скороcтные характеристики в России, исключая Москву, снижаются. Пока не катастрофически -5-7% - но снижаются. В Московском регионе ситуация обратная - здесь за счет рефарминга и поставок оборудования удалось обеспечить даже прирост скоростей на 20-30% за 2023 год. В текущем варианте в 2024 году мы справимся даже без запуска новых базовых станций, но в 2025 году, если их не будет, это приведет к заметному снижению качества услуг", - говорит Кусков.
В прежние годы операторы ставили в год общими усилиями от 70 до 100 тысяч базовых станций, поясняет он. "В настоящее время ни одна из компаний, заключивших форвардные контракты, о таких масштабах производства речи не ведет. Сделать 5-10 базовых станций - это одно, но стоимость их будет радикально выше ушедших, поэтому очень важно, чтобы государство в лице Минпромторга взяло на себя субсидирование производства, потому что если его не будет, то 10-12% роста тарифов на связь, которые сейчас привлекают внимание ФАС, покажутся нам чем-то совсем несерьезным", - отмечает он.
"Разработка у нас находится в хорошей стадии, но нам нужно обеспечить массовое производство в промышленном объеме. Для этого нужно из отдельных разработок выйти в серию. Сейчас компании создают производственную инфраструктуру, в том числе отдельных компонентов, частей, формируется кооперация. Ни одна базовая станция в мире не производится одним производителем, это всегда некий набор решений", - говорит глава Минцифры Максут Шадаев.
Отрасль ожидала появления образцов отечественного оборудования в декабре этого года, но пока дальше тестирования софта дело не продвинулось, отмечают эксперты. "В каком-то виде мы видим корпуса, но на сетях пока что тестируется программное обеспечение и эмуляторы. Сами базовые станции пока не тестируются. Насколько мне известно, в 2024 году в зависимости от производителя во 2-3-м квартале мы увидим уже полномасштабные испытания", - полагает Муртазин.
Кроме того, эксперты ожидают проблемы с оптикой. "По планам модернизации нам надо было заменить совокупно порядка 30 тысяч километров оптики в стране. Это магистральные, транспортные сети, и там могут быть затыки. Это не крупные города - там все хорошо. Это транспорт между разными участками, что потенциально скажется на скорости доступа к разным ресурсам, находящимся за пределами страны", - говорит Муртазин.