В прошлом году такие требования иностранцев-родителей к руководству школ уже звучали в ряде регионов и воспринимались как недоумение.
Казалось, что ситуация разрешилась, когда в некоторых школах, где уже до половины детей-мигрантов, им пошли навстречу: как эксперимент ввели халяльное питание.
Но вот 2023 год, и опять некоторые мигранты настаивают на отмене новогодних елок в школе, заявляя: поклоняться дереву грешно, это нарушает их традиции и принципы. При этом сами дети иностранцев не против карнавалов и новогодних подарков. А их родители предлагают компромисс: вместо елки муляж в стиле хай-тек, что никого "не травмирует и сберегает экологию".
Комментирует ситуацию для "РГ" член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Кирилл Кабанов: "Наша позиция проста. Сохранение культурно-этического баланса. Вы приехали в нашу страну. Будьте добры, уважайте ее традиции и законы".
Позиция СПЧ открыта: елкам в школах быть, а те, кому они не нравятся, вольны на них не приходить.
Ситуацию прокомментировали и в минпросвещения.
- Новогодние елки пройдут в школах по всей стране. Никаких препятствий для этого нет, - отметили в ведомстве. - Новый год - наш традиционный праздник, торжество, которое остается с детства в памяти любого ребенка. Школьная система образования и воспитания наполняет этот праздник особым смыслом и важными ценностями, например заботой о близких, чувством единения в кругу семьи и друзей.
Кстати, вчера во всех российских школах прошло занятие "Разговоры о важном". На нем детям рассказывали о новогодних семейных традициях разных народов России.
Евгений Ямбург, директор Центра образования N 109, заслуженный учитель РФ:
- У нас светская школа, где учатся дети совершенно разных национальностей. Родители вполне могут не пускать своих детей на елку. Но тем самым они лишат их хорошего праздника. А вообще, с людьми надо разговаривать. Я приведу свой пример. В нашей школе есть традиционные выпускные балы. Все дети танцуют полонезы, вальсы, некоторые даже с родителями! А одна выпускница подошла ко мне и сказала: мне нельзя, чтобы мужчина или мальчик касался моей руки, а в празднике участвовать очень хочется. И мы нашли выход. Сделали ее ведущей бала. Она объявляла все номера и была в самом центре праздника. Все преодолимо. Но то, что касается елок в школах, - это, конечно, искусственные проблемы.
Я убежден, что в многонациональном и поликонфессиональном государстве школа должна оставаться светской. Школа - это единственное место, где дети любых национальностей, любых верований встречаются друг с другом. Их надо научить жить вместе и уважать традиции друг друга. Вот и все. Что сказать родителям? Да, вы имеете право лишить своих детей елки. И в этом смысле вы их обездолите. Им будет очень обидно. Поэтому смиритесь и примите, что школа у нас - светская. А сохранение светской школы - это техника безопасности в рамках национального и поликонфессионального государства.
На елке с Кыш Бабаем
В школах Татарстана никогда не возникало конфликтов и разногласий с религиозной подоплекой по поводу новогодних елок. Чаепития в классах и хороводы с Дедом Морозом и Снегурочкой ничьих чувств не оскорбляют. К этому относятся исключительно как к детскому светскому празднику с элементами сказки. А если уж кому-то из родителей школьная елка претит, они вольны не отправлять туда ребенка.
Новый год в Татарстане имеет свой национальный колорит. Здесь есть свой татарский Дед Мороз - Кыш Бабай. А в прошлом году я открыл для себя еще одного "родственного" ему персонажа из тюркской мифологии - Хызыр Ильяса. Узнал от своего сына-первоклашки. Дело в том, что его класс разделили на группы, каждой из которой поручили придумать к Новому году сценки о Дедах Морозах разных народов. Так вот Хызыр Ильяс - это такой странствующий седобородый старец на белом коне, исполняющий желания.
Вообще, в Татарстане у русских и татар принято поздравлять друг друга с национальными праздниками. И дело не в каких-то особых установках сверху. Это, если угодно, в крови у людей. Без чувства религиозного такта немыслимы добрососедские отношения в регионе. Причем не в абстрактном, а в самом конкретном бытовом отношении. К примеру, наша добрейшая соседка по лестничной клетке Рушания может подарить нам к Пасхе десяток деревенских яиц или испечь что-то вкусненькое. А друг-мусульманин по случаю Курбан-байрама - угостить бараниной. Немало в республике и смешанных браков, где семьи за одним столом отмечают русские и татарские праздники.
Разумеется, власти Татарстана также уделяют огромное внимание вопросам религиозного и национального согласия. Напомним, что усилиями первого президента РТ Минтимера Шаймиева были возрождены две святыни: остров-град Свияжск - колыбель православия в Поволжье и древний город Болгар, где волжские булгары (предки татар) приняли в X веке ислам. Позже глава Татарстана Рустам Минниханов одним указом положил начало воссозданию собора в честь Казанской иконы Божией Матери и строительству Болгарской исламской академии. И этот принцип равновесия лежит в основе национальной политики Татарстана.
Наверное, поэтому здесь в порядке вещей, когда муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин приглашает митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла на ифтар - вечернее разговение у мусульман во время поста в месяц Рамадан. А первый президент РТ Минтимер Шаймиев вместе с нынешним главой Татарстана Рустамом Миннихановым могут поздравить православных с днем явления Казанской иконы Божией Матери прямо с церковного амвона.
Подготовил Олег Корякин, Казань