По информации РАХ, главный храм Сербской православной церкви и самый большой на Балканах (площадь - 7570 квадратных метров, диаметр купола - свыше 30 метров, высота до вершины купола - 65 метров) построен в 2004 году на холме Врачар, где по приказу османского сардара Синан-паши в XVI веке были сожжены мощи святого Саввы, который считается символом сербской нации.
В марте 2012 года в Москве представители Министерства культуры РФ и Министерства иностранных дел Республики Сербия подписали протокол о российском участии в работах по созданию художественного убранства храма, а в 2014 году был объявлен всероссийский открытый конкурс на проект убранства, победу в котором одержала работа академика и члена президиума РАХ, народного художника РФ, основателя творческого объединения "Ярославская икона" Николая Мухина.
Создавать грандиозное мозаичное полотно в храме святого Саввы художники начали в сентябре 2016 года и в целом завершили работу в 2022 году. Над мозаикой трудились 15 творческих бригад общей численностью 350 человек, в том числе и ярославские мастера.
- Общая площадь выполненных мозаик составила 17 тысяч квадратных метров, что делает храм настоящей энциклопедией православного религиозного искусства, не имеющего аналогов за всю историю христианства. Более 50 миллионов тессеров (кусочков смальты) разной величины было уложено на стены храма. Суммарный вес всей мозаики превышает 400 тонн, - рассказали о масштабе проекта в Российской академии художеств.
Там же добавили, что кроме мозаик по проектам Николая Мухина в храме выполнены три иконостаса с иконами, написанными художниками Свято-Тихоновского университета, четыре киота высотой около семи метров с иконами, выложен декоративный мраморный пол и вывешен грандиозный хорос (центральный светильник храма) диаметром 20 метров, а также ряд хоросов для храмовых входных групп.
На выставке в РАХ, соответствующей масштабу самого реализованного проекта (она заняла площадь в 600 с лишним "квадратов"), представлены эскизные проекты, макеты купола, конх, парусов, входных групп, цветные картоны композиций, эскизы хоросов и других архитектурных элементов храма, фрагменты мозаик. Причем художники-монументалисты выполнили фрагменты мозаик в том масштабе, в котором они существуют в соборе, что позволяет зрителям погрузиться в сложнейший художественный процесс их создания.
- Выставка демонстрирует сохранение уникальной российской школы мозаичного искусства и ее достижения, - подчеркивают в РАХ.
Марина Кашина, заместитель председателя правительства Ярославской области:
- Наш регион активно сотрудничает с Российской академией художеств, в ней мы видим надежного партнера и друга, в союзе с которым рождаются значимые события, осуществляются серьезные культурные проекты. Исключительно важно, что в реализации гуманитарных инициатив, в том числе международных, принимают участие яркие представители Ярославской области. Сохранение традиционной православной культуры, а также канонов ярославской школы иконописи - важные задачи, которые мы решаем сообща.