Президент Южной Кореи наложил вето на закон о расследовании в отношении своей жены

Президент Республики Корея (РК) Юн Сок Ёль наложил вето на принятый парламентом законопроект о назначении независимого спецпрокурора для расследования подозрений в отношении своей жены Ким Гон Хи.
AFP

Оппозиция и правящий лагерь пытаются использовать этот факт для оказания влияния на приближающиеся всеобщие выборы, которые пройдут 10 апреля 2024 года. Обычные же корейцы, согласно опросам, в большинстве своем поддерживают идею независимого расследования возможных нарушений закона женой президента, однако правящая партия и администрация главы республики считают всю эту инициативу исключительно внутриполитической борьбой в целях получения голосов избирателей на выборах.

В пятницу 5 января под председательством премьер-министра РК Хан Док Су прошло заседание правительства РК, где, помимо прочих дел, рассматривался поступивший на одобрение вопрос об инициировании механизма назначения независимого спецпрокурора. На самом деле законов было даже два: в одном депутаты предлагали назначить спецпрокурора для расследования подозрений в отношении жены президента РК Юн Сок Ёля Ким Гон Хи о возможных махинациях акциями компании Dutcher Motors, а во втором - для расследования возможных коррупционных схем при реализации девелоперского проекта в городе Соннам провинции Кенги, с чем, как подозревается, связан лидер оппозиции Ли Чжэ Мён.

По итогам заседания кабмина было принято решение вернуть в парламент на доработку оба закона, что было немедленно одобрено президентом Юн Сок Ёлем. В реальности "возвращение на доработку" означает использование президентом своего права вето в отношении принятых парламентом законов.

Данный исход был ожидаем, и тут же оба противостоящих лагеря - доминирующая в парламенте оппозиция и противостоящая ей правящая партия, правительство и администрация президента - развернули второй раунд политической борьбы. Теоретически вето президента парламент может преодолеть, но для этого ему надо согласие уже не большинства, как при принятии закона, а не менее двух третей депутатов парламента. В настоящий момент оппозиционные партии имеют в Народном собрании (парламенте) РК уверенное большинство в размере около 180 мандатов из общих 298 мест. Однако для преодоления вето потребуется не менее 198-199 голосов, что означает согласие со стороны и около двух десятков депутатов от правящей партии, что вряд ли произойдет. Безусловно, президент это прекрасно понимает, а потому уверенно "заветировал" законопроекты, включая тот, что предусматривает следствие против его жены.

Тут важно учитывать и тот факт, что, согласно опросам, около 70 процентов обычных корейцев поддерживают идею независимого расследования в отношении жены президента, но это, как видно, не по душе самому лидеру страны и правящему лагерю. Последние считают это уловками оппозиции с прицелом на ближайшие парламентские выборы, которые пройдут в апреле 2024 г.

Теперь пошла игра несколько иного плана. Оппозиция требует рассмотрения вопроса о "вето" президента на закон в Конституционном суде, тогда как правящая партия настаивает на немедленном повторном голосовании. Если же отправлять дело в Конституционный суд, то это займет достаточно много времени, и вердикт суда, каким бы он ни был, позволит затянуть всю эту историю еще на пару месяцев, подогревая к ней интерес до парламентских выборов. Повторное голосование, где, как очевидно, вето не будет преодолено, неизбежно ставит точку во всей этой истории и может состояться уже во вторник 9 января.

Интересы обеих сторон тут очевидны: оппозиция стремится затянуть все до выборов, чтобы сохранить интерес и "народный гнев" до апреля 2024 г., тогда как правящий лагерь пытается как можно скорее "похоронить" всю историю, что позволяет надеяться на снижение интереса общественности к расследованию в отношении первой леди.

Хотя внутриполитические интересы обеих сторон очевидны, но все они прикрывают свои действия пафосными заявлениями и красивыми словами об "интересах народа". Так, глава администрации президента РК Ли Гван Соп выразил сожаление в связи с действиями оппозициями, подчеркнув, что оба закона "не имеют отношения к заботе об общественном благосостоянии" на фоне других, более животрепещущих проблем. Оппозицию также обвинили в попытках "манипулирования общественным мнением в связи с грядущими всеобщими выборами". Представитель правящей партии "Сила народа" Юн Чжэ Ок призвал как можно скорее повторно проголосовать по поводу обоих законов, ссылаясь при этом на "принципы политической морали".

Как можно догадаться, их оппоненты в лице в первую очередь оппозиционной Демократической партии "Тобуро" тоже апеллируют к "интересам всего народа", обвиняя президента в попытках "защитить свою семью от справедливого расследования", напоминая Юн Сок Ёлю, который ранее был генеральным прокурором, его же громкие заявления о том, что "все равны перед законом и исключений быть не может". Получается, как утверждает оппозиция, "все равны", но для своей жены президент готов сделать исключение.

"Если никто не виноват, то чего бояться? Пусть президент и его семья докажут это общественности! Однако наш президент предпочел отказаться от этого пути… Мы добьемся проведения независимого расследования в отношении жены президента, Правящая партия должна встать на колени перед лицом требований общественности!" - не менее пафосно заявил глава парламентской фракции оппозиционной партии "Тобуро" Хон Ик Пхё.

По мнению правящего лагеря, все подозрения в отношении попыток манипулирования акциями со стороны нынешней первой леди ранее уже расследовались, а потому нет смысла заново поднимать историю. Оппозиция же считает, что то первоначальное следствие оказалось под влиянием прокуратуры, откуда вышел нынешний президент, и все учитывали, что Ким Гон Хи может в итоге обрести статус "первой леди" (что в итоге и произошло), а потому лучше все "спустить на тормозах".

В целом тут сложно сказать, где заканчивается искренняя забота о правде, справедливости и интересах народа, а где начинаются узкопартийные цели заполучить как можно больше голосов, манипулируя общественным мнением в собственных интересах. В любом случае вопрос о следствии в отношении жены президента РК продолжит оставаться одной из ведущих тем внутренней политики Южной Кореи и неизбежно окажет влияние на предпочтения электората, даже если правящей партии удастся поскорее завершить всю историю, проведя повторное голосование в ближайшие дни.