Поддал газу: авторынок закончил 2023 год с рекордным результатом
Российский авторынок, который в ноябре показал некоторое снижение спроса, в последний месяц 2023 года установил новый постсанкционный рекорд. Так, за декабрь россияне приобрели 119,5 тыс. легковых автомобилей - это в 2,1 раза выше показателя годичной давности, а также на 9% больше, чем в ноябре, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. Стоит отметить, что данный результат стал возможен, несмотря на очередное повышение ключевой ставки до 16%, которое естественным образом привело к удорожанию автокредитов, обеспечивавших в минувшем году порядка 40% всех продаж новых машин.
По словам директора по маркетингу АГ "Авилон" Андрея Каменского, высокий спрос на автомобили в декабре минувшего года можно объяснить набором таких факторов, как различные поддержки, акции и предложения, предоставляемые как самими брендами, так и дилерами, традиционные для окончания календарного года. Покупателей, например, привлекали скидки за трейд-ин и кредит по китайским брендам, а также прямые поддержки от представительства на конкретные модели. Выход новинок и обновление модельного ряда в свою очередь также положительно отразились на динамике спроса.
"И, конечно, стремление клиентов совершить покупку в ближайшее время обусловлено, в том числе, ожиданием дальнейшего роста цен. Покупатели стремились приобрести авто по старым ценам и с выгодными предложениями. Рост цен в наступившем году продолжится, но без резких и существенных изменений. Можно ожидать, что в течение года стоимость новых автомобилей будет расти в пределах 3% каждый квартал", - комментирует Андрей Каменский.
В свою очередь, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин отмечает, что предпосылок для появления скидок на автомобили прошлого года выпуска на данный момент нет, поскольку на рынке сохраняется дефицит и у автосалонов в декабре не было необходимости распродавать складские остатки перед наступлением нового года.
В целом же продажи новых "легковушек" в нашей стране по итогам 2023 года увеличились на 69% и составили 1 млн 059 тыс. единиц, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. Таким образом, после худшего в истории российского авторынка 2022 года, когда он рухнул в 2,4 раза до 626,3 тыс. машин, 1-миллионная отметка вновь достигнута. Однако нынешний результат всё еще на 30% ниже уровня досанкционного 2021 года (1 млн 516 тыс. шт.).
Между тем, российский авторынок, который в лучшие времена занимал второе место по величине в Европе после Германии, в 2022-м впервые за многие годы выпал из "пятерки" лидеров. А в прошлом году смог частично отыграть позиции, обогнав Испанию и заняв в результате пятую строчку в европейском рейтинге, следует из статистики консалтинговой компании LMC Automotive.
Что касается марочной структуры продаж, первенство на российском авторынке удерживает марка Lada, чья реализация в 2023 году выросла на 86% до 324,4 тыс. машин, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК" и с учетом собственной сегментации. А вот среди иномарок сменился лидер - им стала китайская Chery с показателем 119 тыс. проданных автомобилей (рост в 3 раза). Третье место занял Haval, реализовавший 111,7 тыс. своих кроссоверов и внедорожников (рост в 3,2 раза). Далее следует Geely - автомобили этой марки выбрали 93,6 тыс. покупателей (рост в 3,5 раза). Замыкает Топ-5 российского авторынка Changan, чьи дилеры реализовали 47,8 тыс. машин против 2,6 тыс. единиц годом ранее.
"Среди факторов, которые определяли российский авторынок в 2023 году, - колебания курса рубля, дефицит автомобилей, рост ставки утильсбора и повышение ключевой ставки ЦБ. В текущих условиях можно в среднем прогнозировать объем рынка по итогам 2024 года в районе 1,2-1,3 млн проданных автомобилей. Очевидно, что китайские бренды продолжат наращивать свою долю, которая сейчас выше 50%", - прогнозирует Андрей Каменский.
Как считает генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский, объем продаж за 2023 год мог быть еще порядка на 8-10% больше при стабильной ситуации по ключевой ставке. Прогноз на 2024 год, который основывается на текущих уровнях по макропоказателям и ожиданиям, составляет примерно 1,2-1,25 млн автомобилей. По мнению эксперта, при изменении ситуации с ключевой ставкой, вернее с датой, когда Центробанк примет решение ее опускать, будут меняться и объемы продаж.