Вот какой комментарий дал "Российской газете" Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":
- То, что произошло с рейсом Alaska Airlines 5 января после вылета из аэропорта Портленда, можно считать очень серьезным и знаковым событием в гражданском авиастроении и гражданской авиации США.
Хорошо, что никто не пострадал ни на борту, ни на земле. Плохо то, что одного из двух главных авиапроизводителей мира продолжает лихорадить. И вопрос здесь не столько в том, что по причине, которую еще предстоит установить, у самолета, чей "возраст" - восемь недель, на высоте почти 5000 метров сорвало дверь аварийного выхода. Вернее, не саму дверь, а заглушку, поскольку в данном месте аварийная дверь предусмотрена для самолетов-лоукостеров, где пассажирских кресел больше. Alaska Airlines - не лоукостер, в салонах ее самолетов пассажирских кресел меньше, чем у лоукостеров. Поэтому вместо полнофункциональной двери аварийного выхода была установлена герметичная заглушка.
Расследование еще не закончено. Однако уже выясняются подробности, которые ставят под сомнение не только надежность американского самолетостроения, но и эффективность управления отраслью, которая обеспечивает работой 4 миллиона человек и дает более 2 процентов валового национального продукта США.
Это не эмоциональная оценка. Это вывод из той информации, которая доступна МКАА "Безопасность полетов". Сначала полеты данного типа воздушных судов полностью приостановили в США (144 самолета), в странах Евросоюза (где самолетов данного типа пока что нет), Турции (5 самолетов), в панамской авиакомпании Copa и мексиканской Aeromexico. Всего в мире до 5 января летало более 170 самолетов MAX 9, а ведь известно: если проблема не очень серьезная, то полеты не приостанавливают.
Приостановка полетов только в Alaska Airlines на следующие сутки привела к отмене 170 рейсов, поставив около 25000 несостоявшихся пассажиров в сложное положение.
В United ситуация еще хуже: в прошедшее воскресенье было отменено 230 рейсов, а это 8 процентов от запланированных на сутки. В United сообщили, что они провели инспектирование заглушек на своих самолетах, и на нескольких обнаружили, что болты креплений не были затянуты. Причем это было возможно установить даже не при помощи измерительных инструментов, а визуально. Позднее аналогичные "находки" были сделаны и на самолетах Alaska Airlines.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) через два дня после события выпустило Директиву по безопасности полетов, которая была направлена всем авиакомпаниям, эксплуатирующим Boeing 737 MAX 9. Великобритания, в авиакомпаниях которой Боингов такого типа нет, запретила вход в свое воздушное пространство всем иностранным MAX 9, кто не выполнил необходимые инспекторские и ремонтные процедуры, прописанные в Директиве.
На заводе в штате Вашингтон, где производят MAX 9, во вторник было проведено совещание по безопасности под руководством генерального директора Boeing Дэйва Кэлхуна. Оно транслировалось для сотрудников по всему миру, но было закрыто для средств массовой информации. Тем не менее, некоторые подробности встречи стали известны.
Дейв Кэлхун сообщил, что он намерен сделать проводимое Национальным советом по безопасности на транспорте США расследование "абсолютно прозрачным" и будет активно ему помогать. Кроме этого, генеральный директор поделился информацией, что аналогичные проблемы с аварийными дверями были обнаружены на нескольких других самолетах данного типа. В фирме Boeing считают, что ошибка была допущена в цепочке поставок для самолетов. Известно, что фюзеляжи для Boeing 737 изготавливают на заводе Spirit AeroSystems в штате Канзас. Однако Boeing также может быть причастен: эти дверные заглушки при окончательной сборке снимаются для улучшения доступа в салон для персонала и элементов сборки.
Решительно настроен и новый руководитель Федерального управления гражданской авиации США Майкл Уитакер, который заявил, что самолеты Boeing 737 MAX 9 поднимутся в воздух только после того, как FAA будет "полностью удовлетворена" проведенным расследованием и предпринятыми корректирующими мерами.
Но вот что интересно. На самом деле, конкретные действия по устранению выявленной проблемы еще не определены. Пока что производитель заверил авиакомпании, что инспекции займут от четырех до восьми часов на каждом воздушном судне.
Отдельно стоит вопрос о том, как происшедшее повлияет на процесс сертификации "младшего брата" - MAX 7 и самого большого в семействе - MAX 10, который призван соперничать с уже выпускаемым Airbus A320neo. Понятно, что и здесь будут задержки, хотя не совсем ясно, насколько они будут длительными.
В понедельник Boeing распространил заявление, в котором говорится: "Пока эксплуатанты самолетов проводят необходимые проверки, мы поддерживаем с ними тесный контакт и поможем устранить все обнаруженные недостатки. Мы стремимся к тому, чтобы каждый самолет Boeing соответствовал проектным спецификациям и самым высоким стандартам безопасности и качества. Мы сожалеем о том, что это повлияло на наших клиентов и их пассажиров".
Но честно говоря, относиться к этим заверениям без скепсиса нельзя. Вспомним причину двух катастроф самолетов Boeing 737 MAX 8, после чего все полеты данного типа были приостановлены на 20 месяцев. Тогда производитель внес серьезные изменения в систему улучшения летных характеристик, однако пилоты об этом не знали: информация была скрыта, чтобы не проводить дополнительное переучивание.
А в авиационном происшествии 5 января поразило вот что. Дверь кабины пилотов Boeing 737 MAX 9 в случае быстрой разгерметизации автоматически открывается, и она сработала именно так, как и должна была сработать, во время рейса 1282 авиакомпании Alaska Airlines (после того заглушка аварийного выхода приняла решение продолжить полет самостоятельно).
Во время пресс-брифинга Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) расследователи подтвердили, что Boeing встроил эту функцию в MAX 9, но не сообщил об этом пилотам, так как эта информация не была указана в руководстве по эксплуатации самолета.
Начатым расследованием уже установлено, что бортпроводники рейса 1282 не знали, что происходит сразу после разгерметизации, и были сосредоточены на безопасности трех несопровождаемых детей и трех младенцев, летевших с родителями.
Председатель NTSB Дженнифер Хоменди пояснила: "Дверь кабины предназначена открываться во время быстрой разгерметизации, однако никто из членов экипажа не знал об этом... они не были проинформированы".
В очередной раз пойманный за руку Boeing мгновенно отреагировал: "Boeing собирается внести некоторые изменения в руководство, которые воплотятся в процедурах и информации для бортпроводников и летного экипажа".
Интересно, о чем еще молчит Boeing?