Нейросети не смогут повлиять на падение уровня IQ у студентов

Искусственный интеллект (ИИ) - отличной помощник в учебе, который позволяет быстро находить ответы на вопросы или готовиться к экзаменам. При этом он несет и определенные риски: аналитики считают, что в будущем он "сократит" почти 20% образованных специалистов.

Несмотря на то что многие эксперты уверены, что нейросети позволят создать новые рабочие места, однако в дальнейшем они могут научиться выполнять до 46% рабочих задач в административном секторе, а в юриспруденции - до 44%, тем самым сместив людей, говорится в отчете инвестиционного банка Goldman Sachs.

Уже сейчас, к примеру, тот же ChatGPT научился писать сочинения и эссе лучше учащихся средних школ, выяснили специалисты университета Пассау в Германии.

На фоне наблюдающихся тенденций беспокойство вызывают результаты исследования команды канадских ученых. Они определили, что средний IQ студентов-бакалавров университетов на сегодняшний день составляет 102 балла, хотя в 1939 году этот показатель равнялся 115-130 баллам. Более того, каждый год он снижается примерно на 0,2 балла.

"Если совсем уйти от традиционных методов обучения, не уделять внимания базовым знаниям, не формировать всесторонний кругозор - это серьезно может ударить по уровню интеллекта в целом. Важен разумный баланс между традиционными и современными методами обучения", - считает директор Центра прикладного ИИ Сколтеха, профессор Евгений Бурнаев.

Другие проблемы при внедрении нейросетей в обучение связаны с конфиденциальностью данных и уязвимостью к всевозможным взломам. Кроме того, их использование будет неэффективным при отсутствии высокой степени технической готовности учебных заведений, добавил эксперт.

"Сбор, подготовка и разметка данных могут требовать значительных ресурсов как в смысле времени, так и в смысле разработки базовой инфраструктуры", - уточнил он.

Вместе с тем Бурнаев позитивно смотрит на то, что учащиеся стали чаще обращаться к таким системам. Он объясняет это тем, что нейросети позволяют студентам вместо поиска и запоминания информации больше концентрироваться на аналитических и креативных навыках - искать нетипичные подходы к решению задач и учиться принимать решения. Это и подразумевается под развитием IQ.

Аналогичного мнения придерживается и директор Edtech-хаба "Сколково" Наталья Царевская-Дякина. По ее словам, уровень интеллекта учащихся из-за развития ИИ не упадет, поскольку нейросети стали таким же "вспомогательным механизмом", как, например, калькулятор или поисковая система, которые не заменяют процесс применения знаний, а ускоряют его.

"Дополнительная информация, тесты и проверки знаний, сопровождение в процессе обучения, индивидуальный образовательный трек и даже стимулирование интереса к предметам - вот функционал чат-ботов, и они отлично с ним справляются, давая студентам возможность изучать предмет в комфортном режиме", - резюмировала специалист.