Apple откроет европейский App Store для сторонних приложений

Apple планирует разделить магазин игр и приложений App Store на две версии, одна из которых будет доступна только пользователям, проживающим в Евросоюзе (ЕС), а другая - всем остальным. Это позволит компании выполнить требования европейских регуляторов, но вряд ли упростит жизнь российским пользователям, полагают эксперты.
Требования ЕС Apple должна выполнить до 7 марта 2024 года.
Требования ЕС Apple должна выполнить до 7 марта 2024 года. / bedo/istock

Решение разделить программу стало ответом на принятый законодателями ЕС "Акт о цифровом рынке" (DMA). Одна из целей закона - стимулирование конкурентоспособности рынка. DMA вступил в силу еще в ноябре 2022 года. В мае 2023-го его правила начали применяться. Так, власти разработали правила для крупных корпораций, которые диктуют, что им разрешено делать, а что нет: в частности, компании должны прекратить представлять собственные продукты на своих площадках в более выгодном свете, чем аналогичные продукты других игроков, и разрешить пользователям удалять любые предустановленные программы. В случае нарушений предусмотрены оборотные штрафы - до 10% от оборота компании. Вместе с тем одними из главных пунктов DMA являются обеспечение совместимости между различными мессенджерами и приложениями и разрешение пользователям устанавливать приложения из сторонних источников.

Указанные требования Apple должна выполнить до 7 марта 2024 года. Таким образом, ей придется открыть новый "европейский" App Store для сторонних приложений и обеспечить взаимодействие iMessage с устройствами, работающими на базе Android. При этом бизнес-модель Apple не предполагает разделения своего сервиса и загрузки сторонних приложений. Однако под влиянием ЕС компания вынуждена создать этот механизм, который будет определять, какой оператор у устройства, а также где территориально находятся iPhone.

Что касается стран, не входящих в ЕС, в том числе России, то их DMA не коснется. Более того, самой Apple невыгодно распространять подобный механизм на другие рынки.

Всего существует два способа реализации доступности сторонних App Store на iPhone и iPad для отдельных стран. Первый - по стране аккаунта, но он маловероятен, поскольку пользователи из стран СНГ, США и Азии могут менять регион на Европу и устанавливать нужные программы в обход правил, а потому компания не станет рисковать своим бюджетом, уточнил главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов. Второй способ - по геолокации. Начиная с iOS 16.2, появилась опция countryd для быстрой блокировки приложений и функций на устройствах Apple в различных странах из-за местных законов. И скорее всего в Apple выберут его.