Заместитель главного редактора "РГ" Ядвига Юферова - об истории кота Твикса, которого проводница поезда выбросила на стоянке

История кота Твикса, которого проводница поезда Екатеринбург-Санкт-Петербург выбросила на стоянке в Кирове, заполнила соцсети. Твикс был с билетом и в переноске, но как-то выбрался из нее, пока хозяин спал, а другие пассажиры не отозвались на вопрос: чей кот? Хотя, утверждают знатоки, проводница при посадке уже все знала про особого пассажира и его хозяина. Десятки волонтеров потом искали Твикса в трех городах. Нашли в Кирове, на переезде, обмороженным и покусанным. Мертвым.
iStock

Хлесткие заголовки побежали по лентам: "Гневу нет предела, россияне требуют уволить проводницу РЖД, которая бездушно выбросила из поезда в Кирове кота Твикса". Сейчас петицию с таким требованием подписали почти 300 тысяч человек.

Загрузка...
Почему история про кота Твикса так задела людей? Комментарий Ядвиги Юферовой в эфире ОТР / Авторы: ОТР

Железнодорожники принесли извинения владельцам кота и заявили о смене правил перевозки домашних животных в поездах дальнего следования. Ситуация однозначная. Так нельзя. Но градус комментариев повышается: "Хотим знать, где живет эта проводница? Живодерка. Под суд! Вчера она кота выкинула, завтра выкинет ребенка или бабушку". Ну, или родину продаст.

И тут стало возникать непонятное чувство протеста против ярости таких протестов.

Вот почитайте материал Светланы Добрыниной из Екатеринбурга: отца с 5-летней девочкой ссадили с поезда в лютый мороз, потому что тот показал только электронную копию паспорта с Госуслуг, а закон о цифре еще не вступил в силу. Правы железнодорожники? Увы, да. Но хоть один человек создал петицию: надо немедленно ускорить принятие правил о цифровом паспорте, чтобы исключить подобное обращение с детьми в чрезвычайных обстоятельствах?

Почему же люди готовы всем миром чаще защитить кота, чем, допустим, сироту-инвалида? Сколько их, на расстоянии вытянутой руки? Потому что требовать и делать - это не одно и то же. Клик и лайк на диване - это еще не дежурство доктора Лизы на Курском вокзале, где она многие годы кормила и лечила бездомных. Да, клик еще не поступок.

Но все же, но все же… Посты в сосцсетях - это тоже воспитание наших чувств и представлений, что такое хорошо и что такое плохо.

Лучший комментарий к петиции прочитала у Сергея Хамбикова: "Сегодня в Южно-Сахалинске произошел пожар в приюте для бездомных животных. Работники приюта, через соцсети, попросили оказать помощь в транспортировке животных в другие приюты. Через час там было полгорода... Разбирали кошек, собак по домам. Кто на передержку, кто навсегда. Сколько за этот вечер животных нашли новых хозяев, точно сказать трудно, но не мало. Подключилась мэрия в вопросе с транспортом. И на этом фоне проводница, выкинувшая кота на мороз…" Возможно, наше общество "дикое" и оно таким способом, защищая слабых братьев меньших, учится, чтобы постичь университеты защиты человека?

И все же, почему история про кота задела так много людей?

Есть тысячи одиноких людей, так жизнь сложилась, для которых кот - единственная живая душа на свете, роднее людей… Вот почитайте секрет долголетия, когда не с кем оставить кота.

Очень давно эти стихи ходят в сети, а кто автор, как это часто бывает в сетевой коммуникации, история умалчивает. Кот Твикс дал повод их процитировать. Кажется, мертвый кот сделал гораздо больше для всех своих живых собратьев. Как будто душа качнулась вправо, качнувшись влево...

  • "Она не была в Эмиратах,
  • Не видела Рим никогда.
  • И вряд ли увидит когда-то:
  • Ей не с кем оставить кота.
  • Ей снится порой на рассвете
  • Родной ее город - Чита.
  • Она и туда не поедет:
  • Ей не с кем оставить кота....
  • Ей скоро уже девяносто-
  • Она доживет и до ста.
  • Секрет долголетья? Все просто:
  • Ей не с кем оставить кота".

Правомерно ли жителя Екатеринбурга с 5-летней дочерью высадили в мороз из поезда

Случилось это после новогодних праздников. Житель Екатеринбурга Евгений Панов с пятилетней дочерью возвращался домой из Североуральска, где гостил у родителей.
Пока "цифровой паспорт" не вступил в полную силу, необходим бумажный.
Пока "цифровой паспорт" не вступил в полную силу, необходим бумажный. / РИА Новости

- К родным мы уехали на скоростной электричке "Ласточка", где при посадке тоже требуется предъявлять документ. Показал проводнику свой электронный паспорт на смартфоне и - никаких дополнительных вопросов. Проблемы возникли уже на обратном пути, - поясняет Евгений.

На улице стоял мороз минус 23, да еще с метелью. В поезд папу с ребенком, чтоб не морозить, запустили без вопросов. Семья уже начала обустраиваться, как подошел проводник и попросил представить документы. Евгений открыл электронную копию паспорта с портала "Госуслуги", и... тут же проводник дал ему от ворот поворот: формат не тот. Приглашенный начальник поезда и вовсе наотрез отказался смотреть в смартфон, настаивая на бумажном документе. Отправление поезда задержали, чтобы вывести из вагона неформатных пассажиров, вызвали транспортную полицию. Отцу с дочерью, которая уже заливалась слезами, ничего не оставалось, как идти за полицейскими на перрон. Пришлось так же на такси возвращаться в Североуральск. А это - 70 километров. И на следующий день - добираться до Екатеринбурга автобусом.

Евгений открыл электронную копию паспорта с портала "Госуслуги", а проводник ему: "Формат не тот"...

Прокуратура Серова организовала проверку по факту происшествия, в том числе по статье - оставление в опасности. Евгений Панов готовит иск в суд, чтоб взыскать хотя бы компенсацию стоимости билетов, расходов на такси и морального вреда.

В СвЖД же уверенно утверждают, что претензии пассажира напрасны, их сотрудники ничего не нарушили, действовали по правилам, утвержденным минтрансом: "Взрослым пассажирам при посадке в поезд дальнего следования необходимо представлять только оригинал документа, удостоверяющего личность".

Любопытно, что даже для Урала - это уже не первый случай, когда купившим билеты пассажирам отказывают в поездке на поезде, потому что на руках у них нет оригинала паспорта. Жительница Кургана с четырехлетней дочерью вынуждена была добираться из Екатеринбурга до дома на перекладных, потому что ее не пустили в вагон с цифровыми сканами документа и справкой о том, что паспорт находится на оформлении прописки. Соцсети переполнены негодующими комментариями о нечеловеческом отношении к пассажирам, противоречащем курсу страны на цифровизацию документов.

Но эмоции тут, по мнению специалистов, неуместны и преждевременны. Да, в сентябре прошлого года президент РФ издал указ о представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность, с использованием информационных технологий. Однако правительство только подготовило проект правил, который предусматривает такую возможность в разных ситуациях, в том числе при посадке в поезд дальнего следования. Но документ еще не принят и не вступил в законную силу. Поэтому действуют прежние правила.

Комментарий

Наталья Костюченко, адвокат

В данном случае нельзя говорить о нарушении прав гражданина, поскольку он использовал свой "цифровой паспорт" преждевременно, до вступления в силу постановления правительства, регламентирующего порядок применения мобильного приложения и состав сведений, которые могут быть представлены с использованием мобильного приложения. Следует дождаться, когда законодательная база будет приведена в полное соответствие с Указом Президента от 18.09.2023 N 695 с учетом всех этапов и сроков выполнения мероприятий по введению электронного паспорта. Не важно, какой вид транспорта пассажир выбирает (поезд, автобус, самолет), он должен в любой момент подтвердить свою личность, а бумажный паспорт - лучшее тому свидетельство. Ведь без бумажного паспорта при разрядке электронного устройства они вообще никак не смогут подтвердить свою личность. А личность несовершеннолетнего ребенка должна подтверждаться оригиналом свидетельства о рождении или его нотариально заверенной копией. И не надо также забывать, что сотрудники транспорта, требуя паспорт гражданина, руководствуются требованиями безопасности, которые предъявляются к перевозкам пассажиров. Конечно, технологии, как и время, не стоят на месте. И в настоящее время минтранс прорабатывает возможность применения биометрии для подтверждения личности при посадке на поезд. Пассажиры РЖД могут лично принять участие в эксперименте.