Среди музыкантов самыми бесспорными отцами-рекордсменами считаются братья Кристовские из Uma2rman: у Володи и Сергея по шесть детей. Чуть меньше пока у Петра Налича - четверо. Тоже цифра завидная. У популярного певца и композитора в биографии вообще своя завидная нумерология.
К примеру, цифра 3. Столько у Налича высших образований: вначале он окончил архитектурный - МАРХИ. Потом поочередно получил и красные дипломы двух факультетов Гнесинки: академического пения и композиторского.
Или цифра 9. Именно столько у 42-летнего певца и композитора уже саундтреков для театра. Самая свежая премьера спектакля с его музыкой состоялась недавно - "Сашашинин" в "Современнике".
Но если приплюсовать к этим девяти еще 2 саундтрека для кино, выйдет цифра 11. Наверняка для самого Налича не менее важная - именно 11 благотворительным фондам и хосписам он помогает, не афишируя это. Объясняет просто: "Мои денежные вспомоществования есть, но на общем фоне весьма незначительны... Я в основном пою для больных детей и взрослых. Несколько раз мне писали, что мои песни помогают больным, это тоже греет душу..."
Словом, наш разговор с Петром Наличем, конечно, не случайно перетек от этой вот счастливой нумерологии к его мечтам и планам на Год семьи.
В начале года многие дают себе зароки и обещания. Вы как-то специально планы строили на Год семьи?
Петр Налич: Специально - нет. Семья всегда очень важна, во все годы. Но буду только рад, если благодаря Году семьи у школьных учителей станут достойнее зарплаты, и социальная, материальная поддержка усилится для всех - и многодетных, и молодых, и не очень...
У вас самого четверо. Сколько же надо работать, чтобы всех прокормить. А вот как быть, если вам надо срочно музыку писать, а кто-то зовет починить игрушку?
Петр Налич: Я не могу представить жизнь без своих детей. Иногда я дома записываю трек, а дети шумят. Да, это отвлекает. Но ни я, да и никто не знает, когда придет удачная идея: может, как раз тогда, когда нас отвлекают?!
Дети, кстати, все время слышат, что я делаю. И если подхватывают тот или иной мотив, я смело могу сделать вывод: удачный. Так что дети как раз зачастую мои первые слушатели и критики, и я им за это благодарен. У нас в семье очень близкие отношения, чему я очень рад.
Помните знаменитую фразу писателя Сергея Довлатова из книги "Чемодан": "Дочку мы почти не воспитывали, только любили"? Добавите к этому что-то из своего опыта?
Петр Налич: Это, конечно, убедительный тезис. Но просто любить мало. Надо внимательно следить за тем, что ребенок чувствует, как у него складываются отношения с друзьями и вообще окружающими. Нравится ему то, чему он учится? Надо много разговаривать с ним, интересоваться его жизнью... Просто абстрактно любя, можно наломать немало дров, направляя ребенка не на ту стезю, которая нужна именно ему. Так что тут сложно. Но главное - внимание к ребенку. Даже если полно срочных дел.
Помогает воспитывать детей профессия музыканта?
Петр Налич: Я согласен с известным нейролингвистом Татьяной Черниговской, написавшей полезную для многих родителей книгу "Мозг, язык и сознание: Чеширская улыбка кота Шрёдингера". Она считает, что музыка хорошо организует мозг. Поэтому рад, что все мои дети достаточно музыкальны.
Делают вам в семье скидки на то, что успешная карьера требует времени и сил? Как у Наличей делятся обязанности между мамой и папой?
Петр Налич: Вот тут как раз прежде всего важна любовь. Тогда все будет делаться с удовольствием и не приводить к пошлым взаимным счетам.
Чего нам чаще не хватает в семейной жизни: времени, денег, взаимопонимания родителей с детьми?
Петр Налич: Я совершенно не готов говорить за всех. Времени и денег должно быть ровно столько сколько нужно для того, чтобы быть хорошим, не завистливым и не чванливым. Не заносчивым, и не унылым. Каждый пусть сам за себя высчитывает.
Вы стали чаще сотрудничать с театрами. Это расширяет вашу аудиторию?
Петр Налич: Наверное, это связано с тем, что театр ставит гораздо более широкие и многоплановые задачи. И я с удовольствием их решаю. Сочиняю, аранжирую. А что касается аудитории, меня интересуют все, кому я нужен. Специально новых зрителей я никогда не искал.
Недавно вы написали музыку для спектакля "Сашашишин" в "Современнике". Трудно было находить общий язык с режиссером, тем более что он и сам известный музыкант Гарик Сукачев?
Петр Налич: Игорь Иванович, несмотря на то что является заслуженным мэтром отечественной сцены, в работе человек легкий. Хотя, как всякий художник, ищущий. Многие куски музыки мы переделывали по несколько раз. Тут ничего не поделаешь - такова особенность работы композитора в драматическом спектакле.
Как это происходило: режиссер ставил задачи, а композитор должен был предлагать на выбор мотивы, ритмы, интонации?
Петр Налич: Это кропотливый процесс взаимодействия не только между автором и композитором, но и между всеми цехами, актерами, танцорами. Например, в одном треке пришлось поменять начальные аккорды песни, чтобы они звучали в консонанс с механизмами, поднимающими фрагмент сцены. И я очень рад, что все получилось: и спектакль удался, и музыка оказалась уместна.
Есть свой рецепт как черпать вдохновение перед очередной сложной работой?
Петр Налич: Недавно был на даче. Теперь поеду кататься на лыжах. Но силы прибавляются чаще именно в процессе работы, а не в ее отсутствие. Впрочем, у каждого это по-своему.
Новый спектакль вы делаете по пьесе "Патруль" Юлия Кима, драматурга, поэта и барда, песни которого знает чуть не вся страна...
Петр Налич: Режиссер Екатерина Гранитова предложила мне написать музыку к поэме Кима "Патруль", написанной им по мотивам поэмы Александра Блока "Двенадцать".
Мы получили благословение у Юлия Черсановича Кима. Спектакль получился, и я решил выпустить саундтрек в виде альбома "Ванька, Пташечка и Тельняшечка". А теперь эту пьесу с моим саундтреком решил поставить и Театр на Таганке.
Напоследок - главное ваше пожелание всем семьям в наступившем году?
Петр Налич: Главное - всем хорошего настроения. С этого многое и начинается.