Пусть всегда будет Солнце: Ильдар Абдразаков дал концерт в Москве

В Концертном зале имени П. И. Чайковского всемирно знаменитый оперный певец Ильдар Абдразаков выступил с Российским национальным оркестром под управлением Тимура Зангиева, представив разнообразную итальяно-русскую программу, собранную в основном из абсолютных шлягеров.
Ильдар Абдразаков вопреки всем сегодняшним коллизиям остается одним из самых красивых голосов мировой оперы.
Ильдар Абдразаков вопреки всем сегодняшним коллизиям остается одним из самых красивых голосов мировой оперы. / предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Сегодня Ильдар Абдразаков вопреки всем коллизиям современной реальности остается одним из самых красивых голосов и харизматичных фигур мировой оперы. При этом, находясь дома, он не отказывается тратить время и силы ради участия в различных телевизионно-эстрадных шоу, что, безусловно, в геометрической прогрессии увеличивает армию его поклонников. Правда, заметно, что, оказавшись на выступлении своего кумира, вновь прибывшие почитатели пока еще не всегда готовы к резкой жанровой перемене. Но для Ильдара Абдразакова опера остается камертоном его творческой судьбы. И программу своего московского концерта певец все же выдержал в классической стилистике.

Для своего первого выхода певец выбрал красивую короткую ариетту Caro mio ben ("Моя милая возлюбленная"), которую очень любят исполнять оперные звезды. Впрочем, сей факт не поспособствовал разрешению почти детективного вопроса о подлинном авторстве этого крошечного и прекрасного сочинения. Часто его приписывают Джузеппе Джордани (младшему), но скорее всего автором ариетты был Томмазо Джордани или даже его отец - Джузеппе Джордани (старший), поэтому в большинстве программок во избежание споров предпочитают указывать лишь фамилию композитора. Но это точно прекрасный образец неаполитанской музыки XVIII века, и своим элегантным исполнением Ильдар Абдразаков это доказал.

Далее программа концерта развивалась по более предсказуемой траектории оперного репертуара звезды, являя пасьянс из тех оперных арий, что давно принесли певцу признание и славу. Галерея образов получилась и впечатляющей, и хорошо узнаваемой: сразу и Лепорелло, и Дон Жуан, и даже резвый сорванец Фигаро, с которого многое начиналось в оперной карьере певца. А следом прозвучали две козырные арии из опер Россини - Мустафы и Дона Базилио из "Итальянки в Алжире" и "Севильского цирюльника". И оркестр под руководством Тимура Зангиева составлял солисту высококлассный тандем.

Красота голоса и обаяние певцу не изменяли на протяжении всего концерта

А вот вторая часть концерта оставила "компромиссно-облегченное" ощущение. Пара русских романсов ("Клубится волною" Рубинштейна и "Попутная песня" Глинки) трансформировались в россыпь популярных неаполитанских песен ХХ века. Красота голоса и обаяние певцу не изменяли, однако большинство оркестровок песен выглядели не только неуместно тяжеловесными, но и откровенно любительскими. Имея в сотоварищах один из самых лучших оркестров, очень интересно работающего молодого и уже востребованного в Европе дирижера, от уникального певца можно было ожидать чего-то более сложного, интригующего и изысканного. Быть может, нового и "незапетого" до автоматического узнавания... Впрочем, когда в трескучий русский мороз роскошный голос утверждает: O sole mio, хорошее настроение побеждает…