За 14 дней оптовые цены на бензин выросли на 15%
Казалось бы, в росте биржевых котировок в январе нет ничего удивительного, они были предсказуемы. С начала года повысились акцизы на топливо, выросли налоги для нефтяных компаний, изменились параметры выплаты компенсаций нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных (демпферный механизм). Это происходит ежегодно и всегда находит отражение в торгах на бирже, но в этот раз повышение совпало с аварией на принадлежащем ЛУКОЙЛу Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) НОРСИ, одном из крупнейших в России. И теперь главный вопрос: не отразится ли эта авария на ценах на АЗС?
Нижегородский завод обеспечивает топливом наиболее густонаселенные регионы нашей страны, в том числе Москву и область, поэтому заговорили даже о риске возникновения дефицита бензина и ДТ на АЗС в столице. На НОРСИ вышла из строя одна из двух установок каталитического крекинга. Ремонт займет два-три месяца. То есть производство на НОРСИ сократится приблизительно в два раза.
Номинальная мощность переработки НПЗ - 17 млн тонн. Но это совсем не означает, что именно столько там производилось бензина. В прошлом году в среднем НОРСИ выпускал 410 тыс. тонн бензина ежемесячно, поэтому сейчас речь может идти о недостатке приблизительно 205 тыс. тонн бензина в месяц. По данным Reuters, ЛУКОЙЛ приостановил экспорт бензина, чтобы покрыть недостачу из-за аварии. В компании заявили, что прикладывают все усилия для обеспечения внутреннего рынка топливом.
Как отмечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, рост цен на бирже связан с увеличением активности независимых сетей АЗС (послепраздничный рост спроса) и низким предложением со стороны покупателей, что лишь отчасти объясняется происшествием на НОРСИ. При этом авария повлияла на баланс рынка бензина, но почти не отразилась на рынке ДТ. По данным Росстата, в первой половине января 2024 года производство бензина снизилось на 5,1% по сравнению с прошлым годом, а производство дизельного топлива - на 2,8%. Но во втором случае падение пришлось на первую неделю января, когда активность в строительстве, добывающей промышленности и на транспорте (крупнейшие потребители дизтоплива зимой) заметно ниже, уже к середине месяца производство вернулось к уровням 2023 года. Но и в производстве бензина, и в производстве дизельного топлива выпуск сейчас существенно превышает уровни 2010-2021 годов, подчеркивает эксперт.
После Нового года биржевые котировки топлива, как правило, вырастают, отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. После праздников начинаются закупки топлива, кто-то не рассчитал с объемами потребления, кто-то уже затаривается к высокому сезону, уточняет эксперт.
По его мнению, какой-то вклад в рост биржевых котировок снижение производства на Нижегородском НПЗ внесло, но он незначителен. Это около пяти процентов внутреннего рынка. Не те объемы производства выпали, к тому же сейчас спрос на топливо традиционно низкий.
С точки зрения руководителя управления аналитических исследований "ИВА Партнерс" Дмитрия Александрова, объемы просадки выпуска бензина из-за аварии на Нижегородском НПЗ можно оценить в 6-7 тысяч тонн в сутки. Для всей России и даже для Поволжья в целом это не критично, но и рост цен пока совсем не критичный и в принципе соответствующий ситуации.
При этом, как замечает Кондратьев, на оптовом рынке биржевые котировки с начала января сильно разошлись с внебиржевыми индексами (цены поставок по прямым контрактам продавца и покупателя). Например, сегодня для Аи-92 биржевые цены на 9% выше внебиржевых, тогда как еще 9-10 января разница не превышала 0,5%. Это может указывать на дефицит ликвидности на бирже, и, конечно, является важным сигналом о проблемах на рынке, считает эксперт.
Проще говоря, такой разлет цен говорит о недостатке предложения на бирже. Ранее были сообщения, не имеющие официального подтверждения, что ЛУКОЙЛ приостановил продажи топлива на бирже, чтобы не допустить его дефицита на своих автозаправочных станциях.
Рост цен на бирже в первую очередь влияет на независимые АЗС. Их в России где-то половина от общего объема. И именно с них может начаться подорожание. Но, по мнению экспертов, до этого пока очень далеко. К тому же правительство уже применило прошлой осенью, пусть и ненадолго, запрет на экспорт топлива и в любой момент может опять воспользоваться этим инструментом.
Критичной ситуацией станет только в том случае, если оптовые цены сравняются с розничными, то есть когда автозаправочные станции будут вынуждены работать "в ноль" или "в минус", считает Гусев. Пока этого нет, цены на АЗС не будут сильно расти. Но если такое произойдет, например, к лету, можно ожидать и встречные, экстренные меры правительства. При этом рентабельность АЗС считается по году, то есть, допустим, зимой работа идет в плюс, летом в минус, в среднем выходит какая-то прибыль, уточняет Гусев.
По мнению Кондратьева, ситуация на рынке выглядит контролируемой, сейчас цены на моторные топлива на бирже вернулись к уровню ноября 2023 года, при сравнимых ценах на нефтепродукты на внешнем рынке и более крепком рубле. Думаю, что для правительства будет важен не только уровень, но и динамика - если мы увидим в ближайшие дни рост на 2-4% ежедневно, вмешаться в ситуацию придется.
К примеру, рост биржевых цен на Аи-92 до 60 тыс. рублей за тонну будет серьезным проинфляционным фактором. Сейчас у АЗС есть определенный запас прочности, созданный снижением биржевых цен в конце 2023 года, но постепенное подорожание мы можем увидеть уже в ближайшие недели, поскольку не все независимые АЗС будут готовы опять получать убытки, считает Кондратьев.
Ситуация на Нижегородским НПЗ может частично (в основном) разрешиться в течение пары недель, но полные плановые ремонтные работы могут занять несколько месяцев, говорит Александров.
Чтобы подорожание в опте ретранслировалось на цены на автозаправках, рост биржевых котировок должен существенно превзойти 10-15% и остаться на повышенном уровне длительное время, полтора-два месяца. Это маловероятно, к тому же топливная розница сейчас под бдительным присмотром со стороны правительства в рамках борьбы с инфляцией, уточняет эксперт.
Впрочем, как отмечает независимый эксперт по энергетике Кирилл Родионов, рост биржевых цен на топливо наблюдался бы вне зависимости от динамики предложения на внутреннем рынке. Российским производителям выгодно увеличивать цены на топливо до того порога, при котором у них сохраняется право на получение демпфера, но при этом не перешагивая его. В 2024 году для сохранения выплат по демпферу биржевая цена бензина Аи-92 не должна превышать 64 515 (сейчас 45 753) рублей за тонну, а цена ДТ - 66 000 (сейчас 52 217) рублей за тонну.
Поэтому в нынешнем году рост биржевых цен продолжится, однако при этом он будет носить циклический характер: зимой рост цен будет затрагивать прежде всего сегмент зимнего дизельного топлива, а весной и летом - автомобильный бензин. С имиджевой точки зрения нефтяникам будет проще обосновать этот рост, с учетом невысоких объемов производства зимнего ДТ в РФ, а также роста спроса на легковой наземный транспорт в теплый сезон, считает эксперт.