В России подскочил спрос на китайские автомобили с пробегом
Вторичный авторынок после падения в 2022 году по итогам прошлого года вернулся к росту. По данным агентства "Автостат", в 2023-м россияне купили 5 млн 693 тыс. подержанных машин - на 17% больше, чем годом ранее. В то же время данный результат оказался на 4% ниже уровня досанкционного 2021 года, зато на те же 4% превосходит объем реализации в "ковидном" 2020-м.
Стоит отметить, что половина всех продаж на "вторичке" приходится на пять марок. Безусловное лидерство в сегменте удерживает отечественная Lada - в прошлом году было куплено 1 млн 258 тыс. подержанных машин с ладьей на радиаторной решетке (+8%). Второе место сохраняет японская Toyota, чей результат составил 670,4 тыс. единиц (+24%). Далее следуют корейские бренды Kia (319 тыс. шт., +23%) и Hyundai (315,1 тыс. шт., +17%). Замыкает Топ-5 вторичного авторынка японский Nissan с показателем 296,8 тыс. реализованных машин (+18%).
По словам директора направления "Автомобили с пробегом" сети дилерских центров "Прагматика" Александра Суркова, на рост вторичного рынка влияли не только тенденции этого сегмента, но и некоторые факторы, характерные рынку новых автомобилей. Сегмент подержанных машин традиционно более емкий, поэтому его колебания менее явные на фоне большой базы предложения
"Если говорить о влиянии первичного рынка, то здесь стоит отметить значительное подорожание новых автомобилей и рост ключевой ставки. Оба фактора способствовали тому, что часть покупателей обратила свое внимание на автомобили с пробегом", - комментирует эксперт.
В свою очередь, директор департамента автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Гришаков отмечает, что активный рост продаж новых автомобилей оказал большое влияние на рост "вторички", поскольку более 70% покупателей новых машин продавали свои подержанные автомобили с пробегом по схеме trade-in или самостоятельно, тем самым насыщая вторичный рынок предложениями.
Самым популярным автомобилем с пробегом в 2023 году вновь стал Ford Focus, чья реализация увеличилась на 15% и составила 119,8 тыс. штук, согласно данным "Автостата". В результате хэтчбек Lada 114 опустился на вторую строчку рейтинга с показателем 116,6 тыс. машин (+3%). Произошла рокировка и среди корейских моделей: Kia Rio (110,5 тыс. шт., +10%) в прошлом году смог обогнать Hyundai Solaris (110 тыс. шт., +7%), хотя, по сути, результаты их продаж оказались практически равными. Еще одной моделью с пробегом, которая преодолела 100-тысячную отметку, стала Toyota Corolla (102,4 тыс. шт., +22%).
Как говорит Александр Сурков, Ford Focus был одним из самых популярных автомобилей на рынке новых машин в первой половине 2010-х годов, что поддерживалось высоким объемом производства модели на заводе под Петербургом. Потенциальные покупатели "Фокуса" на вторичном рынке и его владельцы предпочитают обслуживать эту машину самостоятельно или в "серых" сервисах. У автомобиля низкий уровень эксплуатационных расходов и налоговых платежей.
"Что касается хэтчбека Lada 114, это один из самых дешевых автомобилей на вторичном рынке, его часто рассматривают в качестве первой машины. А вот Kia Rio и Hyundai Solaris навряд ли займут первые позиции - их стоимость заметно выше, чем у моделей-лидеров, а в этом сегменте клиент очень чувствителен к цене", - констатирует эксперт.
По мнению Андрея Гришакова, Kia Rio и Hyundai Solaris, напротив, в скором времени могут обойти Ford Focus исходя из объемов продаж предыдущих периодов новых автомобилей. Большим плюсом же Lada 114 является наличие и доступность запасных частей для ремонта и обслуживания. К тому же вазовский хэтчбек находится в ценовом сегменте, в котором просто не имеет конкурентов.
Между тем, на "вторичке" наблюдается наплыв автомобилей китайских марок, которые были приобретены их владельцами еще в досанкционные времена. В прошлом году новых владельцев нашли 145,6 таких машин (+45%), подсчитали эксперты "Открытие Авто". По их прогнозам, в 2024 году можно ожидать дальнейшего роста продаж автомобилей с пробегом из Поднебесной - они составят не менее 200 тысяч с учетом быстрой наполняемости сегмента новых машин.
"Пока китайские марки занимают небольшую долю на вторичном рынке (около 2-2,5%). Поскольку автомобили китайских брендов начали активно выходить на российский рынок относительно недавно (1,5-2 года назад), то понадобится некоторое время (от 3 лет), чтобы их владельцы начали более массово менять свой автомобиль на новый, и на вторичном рынке доля данных брендов начала бы существенно расти", - рассуждает заместитель генерального директора по направлению автомобилей с пробегом АГ "Авилон" Роман Титов.
Как отмечает Александр Сурков, серьезная представленность автомобилей китайских марок на вторичном рынке начнет формироваться в городах-миллионниках через год-два и может увеличиться до 5% в общем объеме продаж подержанных машин. Автомобили европейских, японских и корейских марок на сегодняшний день пока являются более предпочтительными.