Сейчас на "Балтийском заводе" (входит в Объединенную судостроительную компанию, ОСК) на различных этапах постройки находятся атомные ледоколы проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка".
А три уже построены и несут службу на трассах Севморпути - это головная "Арктика" и два серийных: "Урал" и "Сибирь".
Атомоходы этого класса называют универсальными или, по-другому, двух-осадочными. Их конструкция и ледовый класс таковы, что позволяют менять за счет балласта (забортной воды) собственный вес и, соответственно, уровень осадки. Когда требуется пробивать дорогу в тяжелых льдах и на больших глубинах, ледокол набирает в свои балластные емкости забортную воду и всей массой "наваливается" на лед. А при работе в устьях сибирских рек (в частности, в Обской губе), у побережья, в мелководных портах, когда под килем глубины небольшие или близкие к критическим, ледокол сбрасывает балласт, тем самым уменьшая свою осадку, но сохраняя возможность двигаться во льдах и проводить за собой другие суда.
"Ленинград" станет шестым в линейке атомных ледоколов проекта 22220. Они серийно строятся на Балтийском заводе по заказу "Росатома", который наделен полномочиями единого федерального оператора на Севморпути и управляет дочерней компанией "Атомфлот".
На этот момент в строю действующих три упомянутых атомохода ("Арктика", "Урал", "Сибирь"), четыре атомных ледокола предшествующих проектов ("Вайгач", "Таймыр", "Ямал" и "50 лет Победы"), а также единственный в своем роде атомный контейнеровоз "Советский Союз".
По просьбе "РГ" в Крыловском научном центре уточнили важную особенность: атомный ледокол "Ленинград" будет оборудован системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Она создана филиалом Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии" (ЦНИИ СЭТ). Утверждают, что это "первая отечественная разработка, позволяющая получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах".
О том, как принималось решение о наречении нового ледокола, сообщила накануне в своем Telegram-канале спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко: "Летом ветераны попросили назвать именем Ленинграда один из кораблей. Просьба была поддержана президентом… В канун нашей Ленинградской Победы будет торжественно заложен новый атомный ледокол. И имя ему будет "Ленинград".
Добавим, что первоначально шестой по счету ледокол этого проекта предполагалось назвать "Сахалин". Но где шесть, там и семь, и восемь. Связанные с ОСК и "Росатомом" профессионалы не исключают, что серия может быть продолжена, и жители Сахалина не останутся в обиде. А кроме того, на новой российской верфи в городе Большой Камень (Приморский край) строится атомный супер-ледокол под названием "Лидер".
Согласно ранее заявленным планам, "Якутию" намереваются передать заказчику в декабре 2024 года. Еще через два года, в 2026-м, должна войти в строй "Чукотка". А следом за ней будем ждать "Ленинград".
Тем временем
Россия и Китай обсуждают возможность страхования грузов, которые идут по Северному морскому пути, такая необходимость есть - об этом заявил вице-премьер - полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
"Мы получаем новую конкурентоспособную мировую артерию, которая вполне может вытащить часть объемов Суэцкого канала. Сейчас очень многие судовладельцы не пользуются Северным морским путем просто потому, что груз не страхуется. А страховать надо. На встрече с представителями Китайской Народной Республики мы об этом говорили, потому что в Китае очень могучая банковская система, им бы это было вполне по плечу", - заявил вице-премьер в интервью телеканалу "Россия 24".
В 2024 году, по словам Юрия Трутнева, объем перевозок по Северному морскому пути прогнозируется на уровне около 50 миллионов тонн.