26.01.2024 14:53
    Поделиться

    Ледокол "Ленинград" свяжет подвиг города на Неве с рождением атомного флота

    Яркое, гордое и, хочется верить, объединяющее имя-символ понесет на своем борту новый атомный ледокол, закладка которого приурочена к 80-й годовщине прорыва и снятия блокады Ленинграда. Вдвойне символично, что и первый в мире атомный ледокол "Ленин" был построен в городе на Неве и отсюда уходил на работу в Арктику.
    1959 год. Атомный ледокол "Ленин": первые мили - по Неве. Фото: РИА Новости

    Сейчас на "Балтийском заводе" (входит в Объединенную судостроительную компанию, ОСК) на различных этапах постройки находятся атомные ледоколы проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка".

    А три уже построены и несут службу на трассах Севморпути - это головная "Арктика" и два серийных: "Урал" и "Сибирь".

    Фото: пресс-служба ОСК

    Атомоходы этого класса называют универсальными или, по-другому, двух-осадочными. Их конструкция и ледовый класс таковы, что позволяют менять за счет балласта (забортной воды) собственный вес и, соответственно, уровень осадки. Когда требуется пробивать дорогу в тяжелых льдах и на больших глубинах, ледокол набирает в свои балластные емкости забортную воду и всей массой "наваливается" на лед. А при работе в устьях сибирских рек (в частности, в Обской губе), у побережья, в мелководных портах, когда под килем глубины небольшие или близкие к критическим, ледокол сбрасывает балласт, тем самым уменьшая свою осадку, но сохраняя возможность двигаться во льдах и проводить за собой другие суда.

    "Ленинград" станет шестым в линейке атомных ледоколов проекта 22220. Они серийно строятся на Балтийском заводе по заказу "Росатома", который наделен полномочиями единого федерального оператора на Севморпути и управляет дочерней компанией "Атомфлот".

    На этот момент в строю действующих три упомянутых атомохода ("Арктика", "Урал", "Сибирь"), четыре атомных ледокола предшествующих проектов ("Вайгач", "Таймыр", "Ямал" и "50 лет Победы"), а также единственный в своем роде атомный контейнеровоз "Советский Союз".

    Фото: "Атомфлот"

    По просьбе "РГ" в Крыловском научном центре уточнили важную особенность: атомный ледокол "Ленинград" будет оборудован системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Она создана филиалом Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии" (ЦНИИ СЭТ). Утверждают, что это "первая отечественная разработка, позволяющая получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах".

    Новейший атомоход получит новую систему электродвижения - это полностью отечественная разработка специалистов Крыловского научного центра

    О том, как принималось решение о наречении нового ледокола, сообщила накануне в своем Telegram-канале спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко: "Летом ветераны попросили назвать именем Ленинграда один из кораблей. Просьба была поддержана президентом… В канун нашей Ленинградской Победы будет торжественно заложен новый атомный ледокол. И имя ему будет "Ленинград".

    Добавим, что первоначально шестой по счету ледокол этого проекта предполагалось назвать "Сахалин". Но где шесть, там и семь, и восемь. Связанные с ОСК и "Росатомом" профессионалы не исключают, что серия может быть продолжена, и жители Сахалина не останутся в обиде. А кроме того, на новой российской верфи в городе Большой Камень (Приморский край) строится атомный супер-ледокол под названием "Лидер".

    Согласно ранее заявленным планам, "Якутию" намереваются передать заказчику в декабре 2024 года. Еще через два года, в 2026-м, должна войти в строй "Чукотка". А следом за ней будем ждать "Ленинград".

    Тем временем

    Россия и Китай обсуждают возможность страхования грузов, которые идут по Северному морскому пути, такая необходимость есть - об этом заявил вице-премьер - полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

    Транзит грузов в Арктике ледоколы"Атомфлота" обеспечат при любыхпеременах политического климата. Фото: "Атомфлот"

    "Мы получаем новую конкурентоспособную мировую артерию, которая вполне может вытащить часть объемов Суэцкого канала. Сейчас очень многие судовладельцы не пользуются Северным морским путем просто потому, что груз не страхуется. А страховать надо. На встрече с представителями Китайской Народной Республики мы об этом говорили, потому что в Китае очень могучая банковская система, им бы это было вполне по плечу", - заявил вице-премьер в интервью телеканалу "Россия 24".

    В 2024 году, по словам Юрия Трутнева, объем перевозок по Северному морскому пути прогнозируется на уровне около 50 миллионов тонн.

    Поделиться