Автодилер выплатит автовладельцу штраф за навязанную ему услугу
Отечественную легковушку LADA Granta Дмитрий Ковальчук приобрел в кредит за один миллион 160 тысяч рублей в сентябре прошлого года. Представители автодилера - самарской фирмы "Иберис" - убедили тридцатилетнего мужчину заключить помимо договора купли-продажи еще один - на услугу стоимостью 130 тысяч рублей от компании "Драйв Ассист" из города Казани. Получив согласие клиента, обозначенную сумму включили в стоимость кредита. А Дмитрию выдали логин и пароль, открывающие доступ к "Персональной энциклопедии автомобилиста и автопредпринимателя".
Эти электронно-информационные материалы, находящиеся в закрытой части интернет-сайта, судя по списку, представляли собой формы доверенностей, расписок и жалоб, договоров и заявлений, перечни видов водительских удостоверений и транспортных средств. В числе прочего в этом списке из шестидесяти пунктов значился образец заполнения декларации 3-НДФЛ и документ под названием "Страхование автомобиля и ее виды" (орфография сохранена). Судя по всему, "энциклопедию" составляли методом тыка и выдергивания из интернета.
Дорогостоящей услугой сомнительного качества Дмитрий так и не воспользовался. Он решил потребовать уплаченные средства назад. Но казанская фирма, получив от клиента уведомление, возвращать деньги отказалась. И мариинец был вынужден обратиться в суд.
- Ответчик представил суду свои возражения. В том числе он утверждал, что услуга по предоставлению доступа к "энциклопедии" была оказана в момент передачи пользователю логина, пароля и ссылки на интернет-ресурс, то есть обязательства по договору можно считать исполненными, - рассказал официальный представитель Мариинского городского суда Алексей Бушуев. - Однако суд с этим не согласился. Доступ к спорным материалам обязывает продавца обеспечить покупателю возможность пользоваться оплаченной услугой бессрочно (иного в договоре не прописано), а это не может ограничиваться разовым действием - вручением логина и пароля.
Суд решил, что отношения сторон в данном случае регулируются Законом "О защите прав потребителей", ведь они возникли при покупке услуги исключительно для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. И по закону потребитель вправе расторгнуть договор в любое время, если оплатил исполнителю все расходы. Ну а поскольку клиент услугой не воспользовался, уплаченная за нее сумма подлежит возмещению в полном объеме. В итоге с компании "Драйв Ассист" постановили взыскать в пользу истца около 145 тысяч рублей, включая компенсацию морального вреда, проценты за пользование чужими деньгами и штраф в половину присужденной суммы за отказ вернуть средства добровольно.
Случаи, когда автодилеры продают машины с нагрузкой, увы, не редкость. Так, осенью прошлого года другой житель города Мариинска отсудил у фирмы "Гарант контакт" более 288 тысяч рублей. При покупке авто в новосибирском автосалоне ему навязали платную помощь в замене колес, подвозе топлива, подзарядке аккумулятора и запуске двигателя, эвакуации авто при ДТП и срабатывании системы ГЛОНАСС. За все мариинец заплатил фирмам "Автоэкспресс" и "Ассистанс 54" 180 тысяч рублей. Суд напомнил: существует презумпции отсутствия у потребителя специальных знаний о свойствах оплаченной услуги и исполнитель обязан наглядно и доступно проинформировать о ней клиента.
30 октября 2023 года вступил в силу Федеральном законе от 19.10.2023 N 505-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Документ был разработан в целях обеспечения соблюдения, предотвращения и предупреждения нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг). И речь в нем идет о новых штрафах за навязывание дополнительных товаров или услуг. Так, согласно новой части 2-1 статьи 14.8 КоАП РФ он предусмотрен для должностных лиц - от 2 до 4 тысяч рублей, а для юрлиц - от 20 до 40 тысяч рублей.
Помимо этого статья 14.8 КоАП РФ дополнена новой частью 4-1, которая предусматривает штрафы за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав: на должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 300 тысяч рублей.