Военные грузы относятся к опасным, а это предполагает декларирование и проверки на всех границах, которые такой груз будет пересекать. Чтобы перегнать военный эшелон, к примеру, из Франции в ту же Литву - необходимо пройти несколько границ. Если военная техника перебрасывается колесным транспортом или своим ходом, то необходимо согласовывать всю протяженность маршрута, по которой она будет проходить. Указывать все населенные пункты, рядом с которыми такая техника будет передвигаться, мосты и тому подобное. Причем количество автодорог, тоннелей и мостов, по которым могут передвигаться конвои, было жестко ограничено. То есть колонна с техникой могла дать крюк в много сотен километров, прежде чем добраться до места дислокации.
Был прецедент, что на одном из учений НАТО не получилось собрать все задействованные в нем силы. Это произошло именно из-за того, что эшелоны с военными грузами и колонны с военной техникой постоянно застревали на границах между странами, где подвергались тщательному досмотру.
Вплотную созданием нормативной базы для военных НАТО занялись осенью 2017 года. В "военном шенгене" пытались предусмотреть все нюансы перемещений войск и грузов с Запада Европы на Восток. То есть - расширение и усиление европейской транспортной инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, порты и аэропорты, чтобы как можно больше магистралей могло использоваться для доставки тяжелой и крупногабаритной техники. Ослабление бюрократических проволочек при пересечении военных грузов через европейские границы. Эта работа на серьезной основе ведется уже больше шести лет. Пока у них получилось отработать переброску военной техники воздушным путем. Однако это влетает в копеечку.
Но перебросить на учения за ограниченное время более 100 тысяч бойцов с вооружением и военной техникой - очень непростая логистическая задача. Одними самолетами она точно решена быть не может. Американцы в ходе учений вообще оставляли на военных складах той же Польши, Словакии, Румынии и стран Балтии часть своей техники. Это получалось дешевле, чем таскать ее ежегодно туда-сюда.
Сейчас в Европе стартуют самые крупные за несколько десятков лет учения НАТО. Если вопрос "военного Шенгена" был снова поднят, значит, европейские военные в очередной раз столкнулись с проблемами с пересечением границ при переброске войск и техники с Запада на Восток.
Возможно, в ускоренном рассмотрении "военного Шенгена" есть еще один скрытый подтекст. Прогнозы европейцев по развитию ситуации на Украине сейчас крайне пессимистичны. Один из вариантов развития событий заключается в том, что восточноевропейские страны также могут вступить в этот конфликт. То есть войска Польши, Венгрии или Румынии вполне могут зайти на украинскую территорию. Но действовать там они будут не с мандатом НАТО, а по своей инициативе. Понятно, что без одобрения США такие вещи не будут происходить, но формально НАТО в этом случае остается вне конфликта. Соседи Украины уже давно облизываются на часть ее территорий, которые исторически считают своими. И в случае чего они обязательно полезут на Украину, чтобы "забрать свое". Для того, чтобы, в том числе, оперативно обеспечить подвоз в эти страны вооружений и боеприпасов, принимается "военный шенген".