4 марта - 26 мая 2024, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание
Из ближайших во всех смыслах "вкусных" блокбастеров - в ГМИИ им. А.С. Пушкина покажут итальянский натюрморт во всей красе. Как известно, голландский натюрморт всегда был законодателем жанра, и художники из других стран ориентировались исключительно на него. А итальянский натюрморт долго оставался в тени. Но здесь форм и типов натюрмортных композиций было гораздо больше, чем в любой другой европейской стране. В Неаполе художники изображали на натюрмортах цветы и рыбный улов. В Бергамо - музыкальные инструменты. А в Риме любили большие декоративные полотна, где цветы изображали на фоне лабиринтов парковых аллей, добавляя в натюрморт скульптуры или фигурки забавляющихся маленьких ангелочков, которых называют путти. Вешали такие большие натюрморты, жемчужины эпохи барокко, в загородных палаццо. В ГМИИ так полно итальянский натюрморт покажут впервые. Работы приедут не только из собрания музея, но и Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника "Петергоф", Пермской государственной художественной галереи.
Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты. Май 2024 года
Во что любили играть Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович? По воспоминаниям современников, излюбленной игрой российских государей были шахматы. Говорят, настольные игры появились еще раньше - во времена правления княгини Ольги. Выставка в Оружейной палате будет посвящена настольным играм - шахматам, шашкам, нардам, карточным играм, трик-траку, головоломкам.
Русский музей, Михайловский замок. Конец 2024 года
Еще до начала проекта музей готовил публику к грядущей большой ретроспективе. Так, было объявлено, что специально к выставке будет отреставрировано полотно "Последний день Помпеи" (впервые за последние 200 лет), а в залах Михайловского замка будут представлены не только хрестоматийные произведения Брюллова, но и находки последних лет. В первую очередь уникальное произведение "Христос во гробе", написанное на просвечивающемся стекле. Так называемый транспарент (картина пишется на тонком холсте, который подсвечивается сзади) был конфискован на границе у коллекционера из Германии Александра Певзнера в 2003 году, когда он пытался перевезти ее через границу без декларирования. Коллекционеры приобрели работу за 100 тыс. евро у русского православного прихода Воскресения в Брюсселе. Долгое время судьба картины была не определена: работа была не подписана Брюлловым. У коллекционеров она была конфискована и наконец недавно стала частью собрания Русского музея, который может похвастаться самой большой коллекцией работ Брюллова.
Третьяковская галерея. Дата пока не определена
В Третьяковской галерее на одной выставке соединились Абрам Архипов и Филипп Малявин, входящие в число самых ярких представителей русского импрессионизма начала прошлого столетия. Оба свои самые известные произведения создавали в Рязанской губернии, оба часто писали прекрасных крестьянок. Кстати, у обоих еще не было персональных выставок.
Кроме того, в этом году должно открыться новое здание Третьяковки на Кадашевской набережной. Его откроют масштабным проектом "Передвижники", рассказывающем о знаменитом Товариществе передвижных художественных выставок. Среди главных имен, которые увидим, - Виктор Васнецов, Иван Крамской, Владимир Маковский, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Илья Репин, Алексей Саврасов, Василий Суриков. Дата открытия пока уточняется, но работы по отделке нового здания уже вошли в финальную стадию.
17 декабря 2024 - 12 мая 2025, Исторический музей
Чтобы увидеть повседневную жизнь царских особ во всей красе, нужно отправиться на поистине роскошную выставку "Драгоценности!" из собрания Бриллиантовой кладовой Эрмитажа. Предметы из этого собрания ювелирных шедевров приезжают в столицу нечасто. Большая часть того, что хранится в кладовой, принадлежала российским императорам и императрицам XVIII-XX веков. Например, чтобы создать туалетный набор императрицы Анны Иоанновны, ушло 65 кг чистого золота. Его обладательница проводила перед зеркалом каждый день несколько часов. Для императорских особ украшения создавали лучшие европейские мастера, чьи имена на слуху до сих пор, - Картье, Лалик и Тиффани, придворный ювелира Фаберже.
Немало украшений вышло из мастерской Иеремии Позье, автора большой короны Екатерины II. Он выполнял и частные заказы, например искусно выполненные букетики, которые прикреплялись к платьям. В них цветы и листья заменялись драгоценными камнями. Драгоценности покажут в окружении бальных платьев, костюмов, мундиров и портретов владельцев.
Суздаль в этом году отмечает 1000-летие. К этой дате совместно с Музеями Кремля Владимиро-Суздальский музей-заповедник откроет проект "Русский феникс. Суздальская земля". То, что некогда уехало из Суздаля в Кремль, теперь на время вернется на "историческую родину" - шедевры русской иконописи как домонгольского периода, так и времени Андрея Рублева и эпохи Ивана Грозного, уникальные белокаменные рельефы, богослужебные облачения, тончайшие произведения лицевого шитья, драгоценные вклады русских князей и государей в храмы и монастыри Суздаля. Стартуют в День России 12 июня.