01.02.2024 10:52
Поделиться

Исполнилось 140 лет со дня рождения автора первой "антиутопии" Евгения Замятина

Евгений Иванович Замятин был не только одним из самых замечательных писателей школы "нового русского реализма" начала ХХ века, но и замечательным человеком по своим душевным и умственным качествам.
Русский писатель, публицист и литературный критик Евгений Иванович Замятин.
Русский писатель, публицист и литературный критик Евгений Иванович Замятин. / Репродукция ТАСС

Он родился 140 лет назад 20 января (1 февраля) 1884 года в городке Лебедянь Тамбовской губернии (ныне город относится к Липецкой области) в семье священника и профессиональной пианистки. Такие браки были тогда, как ни странно, возможны.

Кому приходилось проезжать на машине насквозь Тульскую, Липецкую, Тамбовскую области, не мог не заметить, какие восхитительные названия сел и районных городов здесь порой встречаются. Ефремов, Лебедянь, Красивая меча... Недаром некоторые из них послужили названиями для рассказов Ивана Тургенева из цикла "Записки охотника": "Лебедянь", "Касьян с Красивой Мечи"... Или вдруг перед тобой возникает дорожная табличка: "Благодать". И ты въезжаешь в село с таким названием. А на выезде другая табличка: "Благодать", но уже перечеркнутая. Все - выехал из благодати. Но знаешь: впереди ждет еще что-то, не менее удивительное.

Увлеченность социалистическими идеями не оставила Замятина и в эмиграции

Евгений Замятин сначала учился в Лебедянской, а затем в Воронежской гимназиях, закончив учебу с золотой медалью. Впрочем, точные науки давались ему хуже гуманитарных. "В гимназиях я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума".

Автор "Автобиографии" явно скромничал. Инженер-кораблестроитель из него получился превосходный. Во время Первой мировой войны он был откомандирован в Англию для строительства ледоколов для России на верфях Ньюкасла и Глазго. Он был представителем заказчика при строительстве ледоколов "Святой Александр Невский" (после революции переименован в "Ленин"), "Святогор" (потом "Красин"), "Минин", "Пожарский", "Илья Муромец", а также еще пяти маленьких ледоколов.

Но и до этого Замятин успел многое. Путешествовал по Ближнему Востоку и Африке. Увлекся социалистическим учением и в 1905 году (самое опасное время) вступил в РСДРП в большевистскую фракцию. Случайно оказался свидетелем восстания на броненосце "Потемкин". Неоднократно был арестован и высылался из Петербурга, где затем жил на нелегальном положении.

Увлеченность социалистическими идеями не оставит Замятина и в эмиграции, и когда он писал свое самое знаменитое на весь мир произведение - роман "Мы", который всеми, в том числе и Джорджем Оруэллом, автором романа "1984", признан первым романом в жанре "антиутопии", по сути, и созданным Замятиным. Он не отказался от советского гражданства до конца своих дней и в 1934 году, живя в Париже, был заочно принят в Союз советских писателей, а в 1935-м участвовал в антифашистском конгрессе писателей как член советской делегации.

Вернувшись в Россию в 1917 году, Замятин немалые надежды возлагал на русскую революцию, в том числе и на Октябрьскую. Но ужасы Гражданской войны сильно поколебали его любовь к большевизму, и он стал выступать в газетах с критикой новой власти. (Кого-то это удивит, но некоторое время после Октябрьской революции еще могли выходить оппозиционные газеты. Например, "Новая жизнь", где Максим Горький печатал свои "Несвоевременные мысли". Потом, конечно, они все были закрыты.)

Оппозиция к власти сильно отразилась на литературной судьбе Замятина. К этому моменту он был уже известным писателем, автором восхитительных рассказов и повестей: "Уездное", "Островитяне", "Ловец человеков" и других, которые были высоко оценены Максимом Горьким, вообще относившимся к Замятину с особенной теплотой и немало ему помогавшим. Одновременно Замятин разрабатывает свою теорию прозы в статьях "Новая русская проза", "О синтетизме", "О литературе, революции, энтропии и прочем" и других. В частности, он выдвигает принципы нового видения мира, не в плоскости, а в многомерном, "эйнштейновском" измерении. В это же время он становится наставником новой генерации прозаиков, объединившихся в группу "Серапионовы братья": Федин, Каверин, Зощенко, Всеволод Иванов и другие. А также принимает активное участие в работе горьковского издательства "Всемирная литература", где заведует целым отделом.

В 20-е годы начинается откровенная травля Замятина со стороны "юрких" (так он называл писателей и критиков, легко приспособившихся к новой власти). Его перестают печатать, жестоко ругают в прессе, а его инсценировку "Левши" Лескова под названием "Блоха" снимают с репертуара все театров.

В 1931 году он вынужден написать личное письмо Сталину с просьбой выехать за границу. Само по себе это письмо является любопытным человеческим документом. Понятно, что автор не критикует "вождя всех народов". Но тон письма исключительно смел и благороден. Благодаря участию Горького просьба Замятина была удовлетворена. Выехав с женой за границу, он поселился в Париже.

Но еще до этого, в 1920 году он закончил роман "Мы", переведенный (и впервые вышедший в Америке) на английский язык, а затем и на многие другие. Этот роман принес ему мировую славу, но в России был впервые опубликован только в 1988 году.

"Мы" признан первым романом в жанре антиутопии. По сути, его и создал Замятин

В эмиграции Замятин пишет книгу "Лица", куда вошли его воспоминания о Чехове, Блоке, Горьком, Леониде Андрееве и других. Это одни из лучших воспоминаний об этих людях. В них столько теплоты и в то же время тонкого юмора, что, читая их, нельзя не влюбиться в персонажей.

Во Франции Замятин также написал сценарий к первой мировой экранизации пьесы Горького "На дне".

Он умер в Париже в нищете 10 марта 1937 года от сердечного приступа и был похоронен на парижском кладбище в Тье.

Из письма Замятина Сталину

Уважаемый Иосиф Виссарионович,

приговоренный к высшей мере наказания автор настоящего письма - обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою.

Мое имя Вам, вероятно, известно. Для меня, как для писателя, именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся, травли.

Я ни в какой мере не хочу изображать из себя оскорбленную невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал - и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию. В свое время именно этот вопрос, в резкой и обидной для многих форме поставленный в одной из моих статей (журн. "Дом искусств", No 1,1920), был сигналом для начала газетно-журнальной кампании по моему адресу.

С тех пор, по разным поводам, кампания эта продолжается по сей день, и в конце концов она привела к тому, что я назвал бы фетишизмом: как некогда христиане для более удобного олицетворения всяческого зла создали черта, так критика сделала из меня черта советской литературы. Плюнуть на черта - зачитывается как доброе дело, и всякий плевал как умеет. В каждой моей напечатанной вещи непременно отыскивался какой-нибудь дьявольский замысел. Чтобы отыскать его - меня не стеснялись награждать даже пророческим даром: так, в одной моей сказке ("Бог"), напечатанной в журнале "Летопись" - еще в 1916 году - некий критик умудрился найти... "издевательство над революцией в связи с переходом к НЭПу"; в рассказе ("Инок Эразм"), написанном в 1920 году, другой критик (Машбиц-Веров) узрел "притчу о поумневших после НЭПа вождях". Независимо от содержания той или иной моей вещи - уже одной моей подписи стало достаточно, чтобы объявить эту вещь криминальной…