Это Концерт для флейты с оркестром, написанный специально для екатеринбургского молодежного коллектива и в сотрудничестве с его главным дирижером Дмитрием Филатовым, который сам в прошлом - флейтист. "Фантазия о Селадоне" (Celadon Chant), по признанию автора, инспирирована красотой древнего китайского промысла: селадон - французское название тончайших керамических изделий разных оттенков цвета морской волны.
Солировала в концерте молодая флейтистка, выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных Майя Петрова. Она сумела показать прекрасное звуковедение, музыкальность и так необходимые в этом сочинении владение тремя разновидностями флейты: обычной, альтовой и пикколо и мобильность в переходах от одной к другой.
В каждой из трех контрастных частей сочинения возникали разные звуковые образы, связанные со старинным ремеслом, обжигом китайского фарфора ("Красота огня"), с созерцанием прекрасного ("Красота Селадона") и с портретом энергичного мегаполиса, древнего и современного одновременно ("Красота города Нинбо"). В музыке предсказуемо обнаружился мощный национальный колорит, подлинные фольклорные мелодии, ладовая окраска и ритмы. Порой казалось, что звучат восточные народные инструменты. Особенно велика была роль ударных. В то же время мы слышали вполне современную партитуру, с чудесной тембральной звукописью, тонкой мелодикой и динамичной формой. Несмотря на классический тройной состав, композитору удалось создать баланс нежно солирующей флейты и плотной массы симфонического оркестра.
Перед концертом автор музыки с заранее записанными словами приветствия обратилась к екатеринбургской публике. С экрана на нас смотрела юная девушка, а программка концерта рассказывала, что в ее послужном списке - оркестровые, камерные и хоровые произведения, а еще киномузыка, что ее композиции звучали по всему миру, включая Зал им. Чайковского, ООН, Линкольн-центр; побеждали на международных конкурсах в Китае, Франции, США и на кинофестивалях, в том числе на Каннском. Молодой автор училась сначала на родине, затем в Московской консерватории, а заканчивала свое образование в университетах Нью-Йорка и Ратгерса.
Новая музыка, созданная для уральского оркестра, полностью продемонстрировала ее бэграунд, ее принадлежность разным культурам и профессиональным школам: мы оценили прекрасное владение формой классического концерта и богатыми оркестровыми возможностями, так свойственными американской киномузыке. Но самым сущностным в сочинении Ян Жуйхань мне показался сам дух Китая, медитативный и неспешный. Эта музыка обладает определенной степенью звуковой экологичности. Ни при каких обстоятельствах она не пошатнет ваше душевное равновесие и не нанесет вам слуховой и эмоциональной травмы, какую нередко можно получить в соприкосновении с радикальными опусами современной западной или отечественной музыки. Кстати, в концерте сочинение китаянки звучало в обрамлении классики: Вивальди, Моцарта и Гайдна и, надо сказать, нисколько не потерялось.
А продолжение российско-китайского проекта в Свердловской филармонии - это серия акций и концертов в течение всего года. Впереди Летняя молодежная оркестровая академия для музыкантов Уральского молодежного симфонического оркестра и молодых музыкантов из Китая, с последующими концертами объединенного оркестра в Екатеринбурге, в сочинском "Сириусе", в Москве, а также гастрольный тур УМСО в Поднебесной.
Стоит отметить, что Свердловской филармонии сочинения китайских композиторов звучали еще в 50-е годы прошлого столетия. А во время проведения международного фестиваля "Евразия", начиная с 2011-го, в столице Урала выступали Национальный симфонический оркестр КНР и Гонконгский оркестр национальных китайских инструментов.