Разработчиком законопроекта выступает МЧС, в Госдуму документ внесен в конце прошлого года. Им вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, которые корректируют определение маломерных судов и порядок их регистрации. Сейчас законодательство обязывает проходить госрегистрацию маломерные суда массой от 200 кг включительно и более и мощностью двигателей (в случае установки) от 8 киловатт включительно и более. Суда меньше госрегистрации не подлежат. В предлагаемых изменениях исключаются слова о том, суда каких параметров подлежат госрегистрации. Таким образом, фактически под регистрацию должны попасть все маломерные суда, оснащенные каким-либо мотором. Исключение остается только для спасательных лодок на больших кораблях и несамоходных лодок определенных параметров.
Попытки сделать обязательной госрегистрацию всех небольших моторных лодок или хотя бы расширить госрегистрацию на менее мощные лодки предпринимались и раньше.
В 2022 году Брянская областная дума предложила дополнить перечень судов, подлежащих госрегистрации, лодками, использующими двигатели мощностью от 3,68 киловатта до 8 киловатт. Тогда законопроект застопорился еще на стадии обсуждения в комитетах Госдумы. В комитете по транспорту объясняли, что это приведет к появлению новых объектов налогообложения (суда с мощностью двигателей от 3,68 до 8 киловатт) и расширят круг налогоплательщиков транспортного налога. А такие законопроекты могут быть внесены в парламент только при заключении правительства.
У нового законопроекта тоже есть несогласные. При его общественном обсуждении минэкономразвития дал на него отрицательное заключение, указав в том числе на "правовую неопределенность" в отношении судов, которые сейчас не подлежат госрегистрации, но документом этот пункт из кодекса предлагается исключить.
Исполняющий обязанности председателя правления Союза рыболовов Москвы и Московской области Борис Мазалецкий говорит, что проблема не столько в самом транспортном налоге - не такой уж он и большой. По его оценке, около 80% рыболовов с лодками - обладатели именно небольших нерегистрируемых судов. А кроме них, есть еще дачники, которые живут около реки и имеют моторные лодки. Есть туристы, которые раз в год расчехляют свои лодки. "Теперь представьте, что все эти люди одномоментно ринутся регистрировать свои лодки и одновременно получать права. Это же время и нервы. А ответственные за регистрацию структуры сейчас не рассчитаны на такой поток", - говорит Мазалецкий.
При этом, если вовремя не зарегистрировать лодку, по КоАП за это полагается внушительный штраф (от 3,5-15 тыс. руб. в зависимости от тяжести правонарушения). "Кто не успел или не знал об этом новшестве, сразу попадут под серьезные штрафы", - указывает Мазалецкий.
По его мнению, особого смысла эти штрафы не несут - нет жизненной необходимости ужесточать требования к этим маленьким лодкам. Основную угрозу жизни и безопасности несут те суда, кто сейчас и так зарегистрирован, но не маленькие, медленные и легкие моторные лодки, говорит эксперт.
От купли-продажи маленьких б/у лодок и моторов могло просто не остаться документов, ведь большой необходимости в них не было, поскольку приобретение не нужно регистрировать. "Как их потом легализовывать? Получается, люди не смогут реализовать свое право собственника?" -говорит Мазалецкий.
Помимо прочего, может пострадать и рынок моторных лодок и моторов: продажи резко просядут, а это налоги и рабочие места. Кто-то, возможно, откажется от своей лодки или просто не станет ее регистрировать, сразу попадая, таким образом, в разряд нарушителей. Плюс не надо забывать о коррупционных рисках. Неужели не найдутся инспекторы, желающие решить вопрос без протокола?
Мазалецкий считает, что надо оставить действующие нормы регистрации в отношении маломерных судов. Для повышения безопасности эффективнее может стать повышение штрафов за управление лодкой в нетрезвом виде, считает он. Штрафы за это совсем смешные - порядка 1-1,5 тыс. руб. При этом пьяный водитель (что на "твердой" дороге, что на воде) несет куда большую угрозу, чем рыбак с удочкой в камышах.