Рубрика:Общество
04.02.202410:00

Президент РАО Ольга Васильева - о том, какие исследования нужны российской школе

В прошлом году РАН и Российская академия образования подписали соглашение о сотрудничестве. Это важный шаг, позволяющий объединить накопленный опыт и потенциал двух академий. О будущем педагогической науки "РГ" рассказала президент РАО Ольга Васильева.

Ольга Васильева: В прошлом году РАО стала полноправным членом Международной ассоциации академий наук.
Ольга Васильева: В прошлом году РАО стала полноправным членом Международной ассоциации академий наук. / Александр Корольков/ РГ

Ольга Юрьевна, какие исследования важны школе прямо сейчас?

Ольга Васильева: Все, что касается здоровья детей. Это было востребовано всегда, но сегодня - особенно важно. Почему? Цифровизация меняет образование, и то, как эти изменения отражаются на ребенке, ученые только начинают понимать. Например, наши психологи провели исследование дневной сонливости школьников. Оказалось что у 21% мальчиков и 39% девочек - выраженная дневная сонливость. И это при норме 9 часов сна у подростка 11-14 лет.

Учебные перегрузки, неправильное распределение времени, компьютерные игры и соцсети уменьшают продолжительность ночного сна. А это плохо сказывается на успеваемости. И наши ученые исследуют, как связано обучение и способность воспринимать информацию с проблемами со сном. Это пример одного из междисциплинарных исследований, на стыке гуманитарных и естественных наук. Таких будет становиться все больше.

Я не случайно делаю акцент на здоровье детей. Мы "пересобрали" Координационный совет РАН и РАО "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи", провели первое публичное его заседание в новом составе, где определили приоритетные направления работы. Среди них, например, "Междисциплинарные исследования в сфере физического, психоневрологического, когнитивного здоровья и развития детей, подростков и молодежи", "Педагогические, психологические, психофизиологические и медицинские исследования в интересах совершенствования образовательных технологий личностного развития обучающихся", "Научные основы технологий здоровьесбережения в процессе образования" и другие. Над этими темами вместе работают ученые РАН и РАО, академики, очень сильные коллективы.

А если молодой аспирант - педагог только выбирает свою тему, что ему посоветовать?

Ольга Васильева: Темы исследований аспирантов и докторантов зачастую выбираются научными руководителями, исходя из предыдущего накопленного опыта. И оказывается, что такие актуальные темы, как интерактивное обучение, волонтерство, взаимодействие семьи и школы, академическое письмо, наставничество и другие, недостаточно представлены в диссертационных исследованиях. Но государство и общество заинтересованы в том, чтобы исследования в области наук об образовании были направлены на решение педагогических задач настоящего и будущего.

Чтобы помочь нашим коллегам на местах, ученые РАО вместе с Высшей аттестационной комиссией и диссертационными советами по педагогике и психологии со всей страны провели огромную работу по отбору актуальных тем для диссертаций. Мы выявили то, что системе образования нужно "прямо здесь и сейчас". Перечень этих тем доступен на сайте РАО и ВАК и направлен во все профильные диссертационные советы страны. Это, конечно, рекомендация, но любой аспирант и научный руководитель, выбирая тему, может "подсмотреть" ее там и быть уверенным, что его работа будет полезна и востребована.

Важно: перечень тем - не "застывшая форма". Он постоянно уточняется и обновляется.

Добавлю, что наши ученые также разработали "Критерии доказательности педагогических диссертационных исследований" и методические рекомендации к ним. Документы уже направлены во все научные и образовательные организации нашей страны. Это сложная и необходимая работа, которая позволит повысить качество защищаемых работ. Мы рекомендуем использовать их при подготовке, защите и экспертизе диссертаций в сфере наук об образовании: аспирантам и докторантам, научным руководителям и консультантам, преподавателям в аспирантуре при подготовке образовательных программ по методологии научных исследований, членам диссертационных советов.

Востребованное направление исследований - изучение индивидуальных различий в обучении детей. Фото: Сергей Куксин/РГ

В прошлом году РАО также возродила собственную аспирантуру, и впервые за много лет открыла прием. Для кого она?

Ольга Васильева: У нас открыт набор в аспирантуру по двум специальностям: "Общая педагогика, история педагогики и образования" и "Методология и технология профессионального образования".

Почему это так важно? Вспомним историю создания РАО. Одной из ее обязанностей прямо в Постановлении Совета Народных Комиссаров СССР от 6 октября 1943 года была обозначена подготовка "через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии".

Только подумайте, в 1943 году, когда до победного мая еще почти два года, руководство и ученые думают о будущем, о прорыве во всех областях науки и производства, поэтому проявляется такая забота о подготовке научных кадров.

Сегодня мы возродили эту традицию. Обучение в аспирантуре РАО - возможность получить неоценимый опыт общения с известными учеными, научиться качественно на основе современных подходов вести исследования. При этом поступить к нам могут выпускники специалитета и магистратуры, здесь мы ничем не отличаемся от любой другой аспирантуры.

В каких направлениях вы ждете прорыв сегодня?

Ольга Васильева: Пожалуй, самая большая потребность в новых именах и разработках - в области методики преподавания, причем всех предметов. Все школьные дисциплины должны соответствовать современным реалиям, но у нас нет единых, точных, выверенных и научно обоснованных методик и дидактики для этого.

Еще одно востребованное направление исследований - изучение индивидуальных различий в обучении детей. Например, как понять, почему один первоклассник-отличник хорошо учится до конца школы, а второй при переходе из начальной школы в основную скатывается на тройки?

Также актуальны исследования психологического благополучия детей и подростков. У многих проблемы в этой сфере начинаются в подростковом возрасте и продолжаются во взрослой жизни. К примеру, к третьему курсу, как говорят специалисты, у некоторых студентов снижается интерес к учебе. Поэтому необходимо не только возродить студенческие научные общества, где студенты могли бы проявлять себя, но и обновить методы преподавания.

Нам необходимы и фундаментальные труды в области дефектологии. Все больше детей с особенностями здоровья, и работа с ними требует большой научно-теоретической базы. Также мы ждем фундаментальных исследований в области воспитания, ведь воспитание - это не только набор мероприятий, это большая наука.

Что еще важно? В прошлом году РАО стала полноправным членом Международной ассоциации академий наук. Мы - единственная отраслевая академия в составе МААН. Сейчас вместе с МГУ имени М.В. Ломоносова организуем работу совета по образованию под эгидой МААН. Такая структура поможет сблизить подходы в целях развития образовательных систем стран - участниц Ассоциации на основе выверенных научных знаний.

Больше информации о последних научных достижениях и выдающихся ученых читайте в специальном проекте "Российской газеты" к трехсотлетию Российской академии наук.

поделиться