Перспективную методику лечения злокачественных опухолей внедряют на вузовском ядерном реакторе сотрудники Томского политеха вместе с коллегами из лаборатории ядерной и инновационной медицины Новосибирского государственного университета. На данный момент в России технология нейтронозахватной терапии не применяется - достать радиофармпрепараты с изотопом бора практически невозможно. Официальную регистрацию они получили только в Японии. Однако исследователям удалось найти альтернативу - препараты с изотопом гадолиния.
После серии успешных экспериментов на клеточных культурах опухолей и лабораторных мышах, ученые перешли к доклиническим испытаниям на домашних животных. Страдающему от опухоли питомцу вводят препарат, а затем помещают его в реактор. Неоперабельное новообразование облучают потоком нейтронов, который разрушает поврежденные ткани и существенно снижает вероятность рецидива.
Первым пациентом ученых стала овчарка из Подмосковья с тяжелым онкологическим заболеванием - меланомой верхнего неба. Ее хозяйка в надежде спасти своего любимца обратилась за помощью к экспериментаторам. В начале 2023 года собаке впервые провели процедуру облучения. Овчарка выздоровела.
Участие в экспериментальной терапии для владельцев кошек и собак полностью бесплатное. Исследователи отдают предпочтение животным с неоперабельными опухолями или опухолями после рецидива.
"Для терапевтического исследования считаются подходящими такие злокачественные новообразования у кошек и собак как остеосаркома, рак молочной железы, меланома полости рта, плоскоклеточный рак полости рта, рак легких, саркомы мягких тканей", - рассказывает начальник службы ядерной безопасности исследовательского ядерного реактора ТПУ Михаил Аникин.
"Мы облучили порядка более 30 кошек и собак, - говорит лаборант лаборатории ядерной и инновационной медицины Физического факультета НГУ Николай Каныгин. - Чаще всего это были животные из Новосибирска, Томска, встречались пациенты и из европейской части России".
Ученые сетуют, что не всегда удается отследить дальнейшее состояние животного после процедуры. Некоторые хозяева потом просто не выходят на связь, так как исследования добровольные. Но положительный эффект от облучения подтверждается. Особенно в случае сарком и меланом. Компьютерная томография показывает отсутствие прогрессии в росте опухоли, достаточно длительную ремиссию, в отдельных случаях – уменьшение размеров опухоли или даже ее полный некроз.
Большинство четвероногих пациентов живы. Хозяева подтверждают улучшение качества жизни и состояния здоровья у своих питомцев.
"Владельцы отмечают, что животные ведут себя так, как будто у них не было никаких заболеваний, отлично питаются", - говорит Николай Каныгин.
Ученые планируют продолжить испытания и облучить на реакторе еще несколько десятков животных с онкологией. Исследователи рассчитывают, что разработанные в Сибири препараты покажут высокую селективность, накопление и способность проникать в опухоль.
Вполне возможно, что в недалеком будущем нейтронно-захватная терапия будет использоваться и для лечения тяжелых онкологических больных.
Владимир Каныгин, заведующий лабораторией ядерной и инновационной медицины физического факультета НГУ, кандидат медицинских наук:
"Над технологией нейтронно-захватной терапии мы работаем уже более 10 лет. На ускорителе, собранном в ИЯФ СО РАН, прошли облучение пучком нейтронов уже около несколько десятков кошек и собак. Пораженные клетки отмирают, опухоль уменьшается и наступает ремиссия. Мы достигли многомесячной выживаемости у животных, большинство из которых имели далеко зашедшие формы опухолей с отдаленными метастатическими поражениями. На университетском ядерном реакторе подобный эксперимент проводится впервые".