Навигация на Северном морском пути в 2024 году станет круглогодичной

С 2024 года грузовая навигация на Северном морском пути будет круглогодичной, заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, правительство активизирует работу по раскрытию потенциала транспортных коридоров, которые позволят увеличить мобильность российских энергоресурсов. Ключевым транспортным маршрутом, позволяющим достичь этой цели, является СМП.
Северный морской путь активно начали осваивать пятьдесят лет назад.
Северный морской путь активно начали осваивать пятьдесят лет назад. / Семен Майстерман / РИА Новости

Напомним, "РГ" уже сообщала о том, что за минувший год объем грузопотока по Северному морскому пути превысил 36,2 миллиона тонн грузов - на 250 тысяч тонн больше целевого показателя. По сравнению с 2022 годом рост составил 5,5 процента. Как ранее сообщалось на прошедшем в Санкт-Петербурге форуме "Арктика: настоящее и будущее", грузооборот по Северному морскому пути в 2024 году должен составить 72 миллиона тонн. По первоначальному прогнозу этот показатель на 2024 год планировался на уровне 80 миллионов тонн.

Судя по всему, корректировка вызвана тем, что с января по ноябрь 2023 года экспорт за рубеж российского СПГ уменьшился на 2,5 процента по сравнению с тем же периодом 2022 года. Кроме того, свой вклад вносит санкционное давление, из-за которого многие арктические проекты реализуются с задержками. Компании пересматривают первоначальные проекты, меняют поставщиков и номенклатуру поставляемого ими оборудования.

Например, инвестор был вынужден поставить на паузу освоение Сырадасайского угольного месторождения в Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Предполагалось, что на первом этапе инвестпроекта там будет добываться пять миллионов тонн, а на втором - 10 миллионов тонн угля в год, шла речь о постройке обогатительной фабрики и необходимой инфраструктуры. Однако для того, чтобы вывозить уголь, компании необходимы 16 балкеров типа Arcticmax дедвейтом около 90 тысяч тонн. Ранее инвестор намеревался фрахтовать суда на рынке международных морских перевозок, но санкции сделали этот вариант невозможным. Очевидно, балкеры придется строить, но зарубежные верфи не примут этот заказ, а отечественные перегружены и едва справляются с уже реализуемыми заказами из-за санкций. Кроме того, в 2022 году правительство РФ издало распоряжение, согласно которому с 2026 года арктический уголь будет запрещено перевозить на судах зарубежной постройки.

Тем не менее, круглогодичная навигация станет одним из драйверов роста объемов перевозок. Российские добывающие компании намерены начать отправку своей продукции газовозами в холодный период, который до сих пор не был для СМП традиционным. Один газовоз, на который можно загрузить 72 тысячи тонн СПГ, делая по два рейса в месяц, перевезет за три месяца более 430 тысяч тонн голубого топлива.

Уже в начале тридцатых годов федеральные власти намерены вывести грузопоток по СМП на уровень 200 миллионов тонн в год общей стоимостью более 100 триллионов рублей. Для обеспечения подобных показателей в инфраструктуру транспортного маршрута вложат 1,8 триллиона рублей, заявил 24 декабря на правительственном часе в Совете Федерации глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Крупнейшие инвесторы уже заключили соглашения с Минвостокразвития и Росатомфлотом, в которых прописаны ежегодные цели по перевозке грузов. По словам Алексея Чекункова, утвержден план мероприятий, который предусматривает строительство 10 атомных ледоколов, 100 грузовых судов ледового класса, 14 портов и терминалов, четыре аварийно-спасательных центра, запуск на орбиту 12 спутников. Воплощение этого плана в жизнь принесет российской экономике более 20 триллионов налоговых поступлений. Развитие Севморпути станет одним из самых выгодных инфраструктурных проектов России, подчеркнул министр.

Грузооборот по Северному морскому пути в 2024 году должен составить 72 миллиона тонн

Уже сейчас создание нового арктического транспортного флота понемногу обретает реальные перспективы. Инфраструктурный оператор Северного морского пути ГК "Росатом" и ведущий мировой поставщик комплексного цифрового транспортно-логистического сервиса DP World (ОАЭ) построят контейнеровоз, который будет перевозить грузы по Северному морскому пути. Сейчас проект переходит к этапу контрактации проектирования судна.

Для того чтобы обеспечить регулярность грузоперевозок по СМП, необходимы развитие железнодорожных подходов к арктическим портам, надежная связка с сухопутной транспортной инфраструктурой, подчеркивает член совета Ассоциации полярников Санкт-Петербурга Сергей Кренц. В частности, сегодня реализуется федеральный проект строительства железнодорожных подходов к портам Северо-Западного бассейна, который включает в себя развитие участка Волховстрой - Мурманск. Тут удлиняются приемо-отправочные пути станций и строятся вторые пути на участках двух северных регионов Октябрьской железной дороги - Петрозаводского и Мурманского. Это позволит быстрее проезжать по участку поездам большей длины и веса.

Однако до сих пор не начато строительство Северного широтного хода - железнодорожного коридора в арктической области с пропускной способностью 23,9 миллиона тонн грузов в год, который имеет огромное значение для развития арктической транспортной инфраструктуры. Строительство планировалось начать в 2025 году, но сейчас обсуждается его перенос на 2027-2031 годы из-за отсутствия источников финансирования. К обсуждению этого вопроса власти намерены вернуться через год.

Кстати

В рамках Федерального закона "О северном завозе", принятого в 2023 году, с 2025 года предполагается запустить государственную информационную систему, маркировку грузов и приоритет при перевозке товаров жизнеобеспечения, сообщил Алексей Чекунков. А с 2026 года начнет работу единый морской оператор северного завоза и будет обеспечено федеральное финансирование для опорной инфраструктуры. Это позволит повысить надежность поставок товаров, сократить сроки доставки и снизить стоимость товаров на Крайнем Севере.