Снегопад спровоцировал массовые аварии на трассах. Кто и как заплатит за эти ДТП
Итак, 7 февраля произошло сразу несколько массовых аварий. На 86-м километре трассы М-4 "Дон" в крупном ДТП, по предварительной информации, 29 автомобилей получили механические повреждения. Возбуждено уголовное дело по части третьей статьи 264 УК РФ. В результате дорожно-транспортного происшествия погибли мать и дочь, которые находились в автомобиле марки Renault. Пострадали семеро граждан. 25 легковых и четыре грузовых транспортных средства получили механические повреждения.
Еще одна авария случилась на 45-м километре трассы М-8 - Ярославском шоссе - в районе подмосковного Пушкино. Столкнулись 22 автомобиля. Пострадали четыре человека.
И теперь возникает вопрос: кто и в какие сроки за все это будет платить? Как выяснилось, к сожалению, пока этого точно не знает никто.
Примером того, как проходят подобные разбирательства, может служить массовая авария на трассе М-11, случившаяся в Новгородской области 8 января в районе 526 км дороги. Тогда столкнулись 66 автомобилей. В результате четыре человека погибли, в том числе ребенок, еще 20 получили ранения.
И как получить компенсацию за подобное ДТП? Оказывается, дело не простое. Прежде всего потому, что у пострадавших на руках нет документов об аварии, которые они могли бы предъявить страховщику виновника ДТП. Либо своему страховщику.
Напомним подробности этой истории. Началась она с того, что водитель на автомобиле Chery, двигавшийся по трассе на летней резине, не учел дорожные условия, совершил маневр и врезался в правый отбойник. Пассажирка машины выскочила на дорогу, начала махать руками, пытаясь остановить попутные автомобили. Один автомобиль остановился. Из него вышел не только молодой человек, который попытался помочь, но и женщина с годовалым ребенком на руках. Вот их и сбили в первую очередь на такой дороге.
А далее в остановившиеся машины начали влетать другие автомобили. Тут-то и начинается вся история. Дело в том, что в такой аварии нет одного, безусловного виновника. Почти каждый водитель в чем-то виноват. Один не держал дистанцию, другой двигался со скоростью, которая превышала возможную для реакции в такой ситуации.
В результате ГИБДД было составлено 56 протоколов на водителей. Это из 66 машин. По сути, произошло 56 ДТП. В некоторых из них виновники повредили несколько автомобилей. Объясним попроще. Если один автомобиль врезался сзади в остановившуюся машину, то он, безусловно, виноват. Но есть и другая ситуация. Один автомобиль врезался сзади в другой автомобиль, который притормозил, но вследствие удара догнал двигавшийся впереди автомобиль, а тот - следующий. Это одна авария, в которой будет виноват последний в цепочке. Примерно таким образом сотрудники ДПС разделяют виновность.
В данном случае непонятно, почему ни пострадавшим физически, ни пострадавшим технически не выдали на руки протоколы. Вероятно, их забрали следователи. Чтобы отделить виновников от пострадавших. Тем более что речь идет о расследовании уголовных дел с погибшими.
А кто и когда будет платить за повреждения?
В этом вопросе тоже нет понимания. Дело в том, что в аварии есть погибшие. Поэтому дело переходит следователям. Очень сложно понять, по какой причине те, кто не причастен в причинении смерти или травм, не получил копий протоколов. Также непонятно, по какой причине не получили документов о ДТП те, кто был травмирован.
Как пояснили в Российском союзе автостраховщиков, даже получение документа из больницы о том, что человек получил травму в результате автоаварии, не позволяет произвести выплату по ОСАГО. Нужно получить документ о самом ДТП, в котором будет прописан виновник. А это зачастую - уголовное дело, следствие по которому может длиться долго. Но если госавтоинспекция не выдает документ об аварии, то одной лишь справки о получении тех или иных повреждений из медицинского учреждения для страховщиков недостаточно. Есть бумажка из ГИБДД - есть выплата. Нет ее - выплаты нет.
Между тем некоторые участники ДТП на М-11 намерены подать в суд на возмещение ущерба с "Росавтодора" за то, что трасса не была подготовлена к экстремальным условиям движения. Но "Росавтодор" к этому участку трассы не имеет отношения. Участок находится в ведомстве ГК "Автодор". А точнее, конкретных дорожных организаций. Так что такой иск просто не пройдет.
Все эти обстоятельства стоит учитывать и тем водителям, которые попали в массовые ДТП на других трассах. Установить виновника аварии в случае со смертельным исходом будет не быстрым делом. А уж установить степень причиненных повреждений - тем более. Так что им также придется набраться терпения, чтобы получить положенные выплаты.
Кстати
Как сообщили в Следственном комитете, в рамках расследования получены сведения, согласно которым на участке, где 8 января произошло массовое ДТП, дефекты содержания дорожного полотна отсутствовали. Дефекты содержания в виде зимней скользкости, сверхнормативного снежного покрова на проезжей части и наледи не фиксировались.
Однако окончательный вывод об оказании услуг надлежащего качества обслуживающей дорогу организацией следователи сделают по результатам технической судебной экспертизы.
Подготовила Наталья Козлова