Так, например, в Калининградской области только за январь выявили свыше 400 ям и трещин на дорогах региона. Госавтоинспекция вынесла 116 предостережений по устранению дефектов. Главный коллапс на дорогах эксклава произошел сразу после новогодних праздников. Тогда после оттепели внезапно ударили морозы, превратив регион в один большой каток, который затем еще и засыпало снегом. В итоге рекордное число ДТП за сутки - больше 70.
- Дело не в том, что водители неопытные. В большинстве случаев все соблюдали скоростной режим, но колеса банально не могли зацепиться за лед, из-за чего машины заносило. Трассы не были обработаны. Это и спровоцировало аварии, - прокомментировал автоинструктор Сергей Котов. - Затем вновь пришла оттепель, вскрылись многочисленные ямы. Я сам поплатился подвеской, а знакомые пробили колесо. Дороги превратились в полосу препятствий.
Калининградские общественники уже написали коллективное обращение в прокуратуру области и региональное следственное управления СК России с жалобой на неудовлетворительное состояние транспортных магистралей. Основная претензия - в несоблюдении сроков, за которые по закону должны устранить выбоины, разрушения и провалы на дорогах.
Схожую ситуацию можно было наблюдать и в других регионах СЗФО. В Псковской области дожди и ударившие за ними морозы превратили дороги в "стекло". Особенно страдали спальные районы областного центра и тротуары. Наледь засыпали солью, однако после того, как снежный и ледяной покров сошли, дороги деформировались, появились ямы и трещины.
В Новгородской области тяжелая ситуация сложилась во дворах жилых домов. Эти территории входят в зону ответственности управляющих компаний, которые явно не спешили убирать снежные завалы и посыпать гололед реагентами.
- Если машина может по двору проехать, то это еще не показатель качественной уборки. Территории своевременно не расчистили, из-за чего снег утрамбовался, образовалась колейность, ямы. Потом все заледенело. Естественно, это впоследствии негативно скажется на состоянии дороги, - пояснила член общественной палаты Новгородской области Юлия Бороненко.
Впрочем, в разрушении дорог виноваты не только коммунальщики, но и погода. По словам главы администрации Калининграда Елены Дятловой, ямы и трещины возникают из-за перепадов температуры. Российский эксклав находится в климатическом поясе, где она очень часто переходит через ноль за одни сутки. Вода просачивается в микротрещины асфальта, замерзает, оттаивает, снова замерзает и таким образом разрывает дорожное покрытие изнутри. Бороться с проблемой помогают новые технологии.
А вот применяемые реагенты на состояние асфальта практически не влияют. Главное, убеждены эксперты, соблюдать технологию и "дозировку". По словам кандидата химических наук, эколога из Великого Новгорода Ивана Коновалова, сегодня все смеси и растворы, которыми обрабатывают дороги, проходят строжайшую проверку на соответствие требованиям безопасности.
- В них отсутствует тяжелые металлы, мышьяк или, например, ртуть. В большинстве своем применяемые соляные растворы безвредны, но только при правильной дозировке. В большом количестве они могут представлять опасность лишь для нашей обуви или необработанного "антикоррозийкой" днища автомобиля, - заключил эксперт.
Нарастить объемы ямочного ремонта в регионах Северо-Запада смогут лишь после запуска асфальтных заводов весной этого года. Крупные трассы будут ремонтировать по нацпроекту "Безопасные качественные дороги". Всего в регионах Северо-Запада планируют уложить более семи миллионов квадратных метров нового асфальта при финансовой поддержке федерального центра.
Виталий Савельев, министр транспорта РФ:
- В дорожном хозяйстве в минувшем году достигнуты рекордные показатели по строительству и ремонту дорог. Мы перевыполнили плановые значения показателей по доле дорог в нормативном состоянии - почти 53 процентов региональных дорог и более 83 процентов дорожной сети агломераций.