Автоэксперт Арбузов назвал китайскую марку, у которой нет конкурентов в России

Если прошлый год сопровождался ростом доли китайских марок на российском рынке, то 2024-й запомнится перераспределением рыночных долей между марками из КНР. Обозреватель автомобильного портала "Дром" Сергей Арбузов рассказал "Российской газете", что ждет китайские машины в России в этом году.
Сергей Булкин/NEWS.ru/ТАСС

"Доля китайских брендов на российском авторынке будет держаться на уровне 60%: темпы роста доли китайских марок замедлились почти до нуля. В связи с этим в 2024 году мы будем наблюдать не увеличение числа китайских брендов, а перераспределение долей между официально представленными в России китайскими марками", - считает Сергей Арбузов.

По словам обозревателя "Дрома", продажи автомобилей китайских брендов, как завезенных из КНР, так и произведенных в России, будут определяться тремя факторами.

"Во-первых, росту продаж китайских машин могут способствовать покупатели, которые раньше приобретали подержанные машины с первичной регистрацией и оформлением по товарным декларациям в странах - участниках ЕАЭС. Из-за высокого утилизационного сбора покупка таких автомобилей больше бессмысленна - любителям подержанных иномарок остается выбирать из представленных на рынке отечественных и китайских моделей.

Во-вторых, на продажах китайских машин может сказаться государственная поддержка АвтоВАЗа. Чем больше покупателю предложат выгод, обусловленных господдержкой, тем вероятнее, что он выберет Lada вместо бюджетного китайского автомобиля. В-третьих, объем реализации "китайцев" связан со сбытом трех некитайских марок, которые были популярны до 2022 года и остаются популярными несмотря ни на что. Речь о новых автомобилях Toyota, Kia и Hyundai. Покупатели, которые прежде могли позволить себе новый автомобиль этих марок, теперь вынуждены выбирать из подержанных иномарок либо переключиться на новые авто из Китая", - рассказал Арбузов.

Он добавил, что из-за сдерживания импорта увеличится доля брендов, выпускаемых на "Автоторе", а также доля "Москвича. Свои позиции также укрепят Haval и Geely: право на частичную компенсацию утилизационного сбора ставит компании в более выгодное положение по сравнению с конкурентами. Вместе с тем доля Chery может снизиться в связи с запуском марки Xcite, под которой будут собирать автомобили Chery. Помимо этого, вырастет доля премиального бренда Aito. По данным "Дрома", дистрибьютор Aito "МБ Рус" уже закупил 10 тысяч машин - сегодня в России нет официальных представителей марок, способных конкурировать с Aito.

"Не исключен и негативный сценарий, при котором в 2024 году ощутимо сократится доля импортируемых китайских моделей. Сокращение может быть вызвано резким увеличением утилизационного сбора, который могут поднять на машины с мотором от литра до двух с трехсот до пятисот тысяч рублей и даже больше. Очевидно, это потребует дополнительной поддержки экспортеров из Китая со стороны правительства КНР. Однако повышение утилизационного сбора может не дать ожидаемого эффекта сразу. Если реакция китайского правительства будет оперативной, российские склады переполнятся автомобилями, завезенными с уплатой текущего утильсбора. В совокупности это оттянет повышение цен на импорт на несколько месяцев", - добавил эксперт.