Перевалка грузов морскими портами Дальнего Востока выросла по итогам минувшего года на 4,5 процента, превысив 240 миллионов тонн. Главную роль в увеличении общего грузопотока играли внешнеторговые перевозки.
- Динамика в текущих геополитических условиях вполне объяснима. Экспорт традиционно рос за счет сырьевых товаров, импорт - за счет грузов в контейнерах, прочие генеральные, включая грузы ро-ро* (в основном автомобили и спецтехника), сократились. Незначительный спад каботажных перевозок топлива был отчасти компенсирован ростом перевозок в контейнерах, - прокомментировал заведующий лабораторией пространственной логистики морского университета Александр Гаврилов.
В транспортировке наливных грузов, несмотря на санкции, установлен рекорд - 81,1 миллиона тонн. Его обеспечил преимущественно приморский порт Козьмино, через который идет на экспорт сырая нефть, и отдельные терминалы, специализирующиеся на бункеровке нефтепродуктов.
Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", пережив сложные времена, восстановили добычу на докризисном уровне. После почти двукратного сокращения перевалки в 2022 году порт Де-Кастри (Хабаровский край) практически вернул утраченные позиции. В Пригородном (Сахалинская область) из-за сокращения экспорта в Японию, выхода из проектов американских инвесторов и ремонтных работ перевалка сырой нефти упала на 19 процентов, СПГ - на девять.
- Через Дальний Восток пошел на экспорт метанол. Первые 150 тысяч тонн отправлены через "Восточный нефтехимический терминал" в 2022 году, в прошлом - порядка 720 тысяч тонн. Основные производители, ранее отгружавшие товар в Европу через порты Северо-Запада, Черного моря и Финляндию, переориентировались на Восток. Специализированный комплекс для перевалки метанола, построенный в Приморье в 2004 году, долгое время работал не по основному проектному назначению, осуществляя перевалку нефтепродуктов. Сегодня рядом с ним строится Находкинский завод минеральных удобрений, где метанол тоже будет производиться, - отметила эксперт лаборатории пространственной логистики морского университета Анна Вороненко.
Перевалка угля традиционно дала рост объемов по совокупности портов, несколько сократили экспорт АО "Дальтрансуголь" (Ванино, Хабаровский край) и порт Посьет (Приморский край). Ключевые причины - традиционные проблемы из-за перегруженности БАМа и Транссиба. По оценке экспертов, свою роль в этом также сыграли рост внутреннего потребления угля в Хакасии, проблемы с выгрузкой вагонов в портах, простои магистральных локомотивов в депо у сервисных компаний, а также резкий отказ Японии от российского угля. Не всем угольщикам удалось диверсифицировать поставки за счет новых партнеров в странах Юго-Восточной Азии.
Долгожданный рост перевалки зерновых грузов дали Владивостокский морской торговый порт и морской порт в бухте Троицы (Зарубино). Экспортные направления - КНР, Республика Корея и Япония.
- Несмотря на отсутствие портовых элеваторов приморские стивидоры давно отгружают пшеницу, кукурузу, рис и сою по прямому варианту (вагон - судно), без складирования на причале. Пропускная способность с использованием этой технологии небольшая, но позволяет осуществить перевалку без специализированных складов, - объяснил Александр Гаврилов.
Больше всего просел экспорт лесных грузов. В 2023 году лесопродукция, включая щепу, клееную фанеру и другие материалы, попала в санкционные списки недружественных стран.
Перевалка генеральных грузов сократилась в первую очередь из-за снижения импорта автомобилей, традиционно ввозимых через порты Приморья. Как известно, Япония и Южная Корея ввели ограничения на экспорт в Россию новых и подержанных машин. А рост импорта техники из КНР обеспечила преимущественно железная дорога. Из-за санкций падение экспорта черных и цветных металлов в Японию и Южную Корею за счет поставок на другие рынки компенсировать пока не удалось.
Контейнерные мощности Дальнего Востока, продолжив рост по всем традиционным направлениям, за исключением транзита, не всегда справлялись с пиковыми нагрузками. Порты Дальневосточного бассейна приняли на себя более 52 процентов контейнеров, обработанных в российских портах.
В лидерах - Приморье. Четвертый год подряд растут показатели Владивостокского морского торгового порта. ВМТП обработал почти 860 тысяч TEU, обновив собственный рекорд годичной давности. Стабильное увеличение контейнеропотока показали также Владивостоксий морской рыбный порт и Восточная стивидорная компания (порт Восточный). Положительная динамика у Находкинского рыбного морского порта и у терминала Астафьева, активно развивающего совместно с китайскими морскими перевозчиками контейнерное направление.
Порты Хабаровского края, сосредоточившись на работе с углем и имея проблемы с организацией ритмичного расписания для контейнерных поездов, а также сложную ледовую обстановку по некоторым терминалам, напротив, перевалку контейнерных грузов сократили.
Доля морских портов Дальневосточного бассейна в грузообороте портов РФ по итогам минувшего года превысила 27 процентов. По прогнозам экспертов, суммарные мощности портов макрорегиона в ближайшие два года увеличатся почти на 30 миллионов тонн. Прирост ожидается в Приморье, Хабаровском крае и на Камчатке.
Как сообщил замглавы правительства Приморского края Николай Стецко, каждый второй морской контейнер в стране обрабатывается в портах региона. К 2030 году их грузооборот планируется удвоить. Транспортно-логистический комплекс края обеспечивает примерно четверть валового регионального продукта.
- Этот показатель отражает роль транспорта в масштабе микроэкономики и учитывает не все платежи в консолидированный бюджет, генерируемые комплексным обслуживанием внешнеторговых операций. Реальное значение отрасли еще выше, - прокомментировал помощник ректора по научной работе морского университета имени Невельского Михаил Холоша.
По распоряжению правительства РФ от 10 октября 2023 года морской терминал "Порт Эльга" (проектная мощность - 30 миллионов тонн в год) внесен в границы порта Ванино. Уголь с Эльгинского месторождения в Якутии будет поступать сюда по Тихоокеанской железной дороге, первый балкер планируется обслужить в начале 2025 года.
Разрабатывается проект модернизации Магаданского рыбного порта.
- Опыт этого года, когда двукратно увеличились совокупные издержки при доставке рыбы из районов промысла в центр России, показывает - мы достигли пика, за которым начинается торможение и снижение потребления рыбной продукции. Модернизация логистики, создание опорных точек там, где их не было, или там, где они раньше существовали, а потом пришли в упадок, крайне необходима, - заявил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
На Сахалине планируется увеличить мощности порта Корсаков на 8,25 миллиона тонн в год и построить комплекс по производству СПГ в Поронайске (14 миллионов тонн в год к 2026 году).
Очевидно, что разворот участников ВЭД на Восток России требует ускоренного развития сквозной мультимодальной инфраструктуры, где морские порты - один из элементов транспортно-логистической сферы.
В правительстве идет работа над единым планом развития всех транспортных сегментов. Пока в проект включены шесть федеральных программ, связанных с обеспечением грузопотоков. Итогом нацпроекта "Транспорт-2030" (вероятно, из-за масштаба задачи ее продлят до 2035 года) должно стать создание единой экономически сбалансированной системы перевозок людей и грузов.
* Ро-ро (от англ. roll-on/roll-off, букв. "вкатывать-выкатывать") - разновидность транспортировки грузов, для которой используются ролкерные суда - баржи, грузовые суда, а также паромы.