В последнее время парк общественного транспорта Омска активно обновляется. В прошлом году поступило полсотни троллейбусов и автобусов. Вот только ждать их пассажирам приходится долго. Если к трамваям у омичей претензий практически нет, то к графику движения остальных видов транспорта - хоть отбавляй. Например, вместо 373 положенных автобусов на линию выходит на десять процентов меньше.
К чему это приводит, может решить и пятиклассник. Если на городские улицы из гаража и депо не вышли 22 автобуса и шесть троллейбусов, каждый из которых должен выполнять пять рейсов в день, то сколько всего рейсов они не совершили? И сколько пассажиров осталось на остановках, если каждая единица транспорта должна перевозить в среднем пятьдесят человек?
Между тем причиной того, что семь тысяч омичей ежедневно остаются за бортом, теряя личное и рабочее время, стало вовсе не состояние городского транспорта, а острый дефицит кадров. Так, пассажирскому транспортному предприятию №8 не хватает 167 водителей автобусов, не считая других специалистов - мастеров, кондукторов, автослесарей. Ощутимая нехватка сотрудников наблюдается на электротранспорте, а также в сфере маршрутного такси, где штат не укомплектован на двадцать процентов. Такое происходит не только в Омске, но и в других регионах, утверждают в городском департаменте транспорта.
Сегодня зарплата водителя автобуса (при норме 168 часов в месяц) оставляет 55 тысяч рублей, с учетом подработки - 73 тысячи. Учитывая условия труда, такой доход не слишком привлекает не только горожан, но и жителей сельских районов Омской области, где транспортники тоже размещали информацию о вакансиях. Сейчас власти изыскивают возможность увеличить зарплаты.
- Наша задача - при сохранении стандартной нормы выработки поднять заработную плату водителей на 27 процентов уже в этом году, - говорит директор департамента транспорта Вадим Кормилец.
В ведомстве надеются, что такой доход может привлечь если не мужчин, то хотя бы женщин. Водительские права сегодня имеют многие представительницы слабого пола. Им готовы предоставить индивидуальный график работы, дополнительные льготы, а также организовать бесплатное обучение на категорию Д, необходимую водителям общественного транспорта.
Сегодня в предприятиях общественного транспорта Омска работает немало женщин: более девяноста водят трамваи, свыше шестидесяти - троллейбусы, пять - муниципальные автобусы. Диспетчеры отмечают, что делают это они гораздо аккуратнее мужчин, строго соблюдая дорожные правила и скоростной режим - аварийность, по данным ГИБДД, в шесть раз ниже, чем у водителей-мужчин. Тем более что современные автобусы становятся все более комфортными и "умными".
Минувшей осенью благодаря национальному проекту "Безопасные качественные дороги" парк городского пассажирского транспорта пополнили два десятка экологичных, вместительных и низкопольных автобусов НефАЗ. В этом году поставки таких машин продолжатся.
Новый автобус оснащен автоматической коробкой передач и удобной для женщин регулировкой кресла. Панорамное ветровое стекло с подогревом обеспечивает полный обзор проезжей части. На планшете - экраны десятка видеокамер. Оптимальное расположение зеркал. Видно все, что происходит в салоне, на остановке и на дороге. Изобилие полезных приборов, шкафчики. Кабину и салон разделяет плотная дверь, что помогает водителю, не отвлекаясь на пассажиров, выполнять свою работу, поясняют специалисты департамента.
- Решила попробовать стать водителем. Много проработала кондуктором, пора менять профессию, тем более что обучают с нуля. Главное требование - после получения прав отработать на предприятии два года. Обещают хорошую зарплату, удлиненный отпуск, все соцгарантии, льготный стаж. Да еще и бесплатный проезд в муниципальном транспорте, - говорит омичка Ирина Кузьмина. - Звучит заманчиво.