Для решения проблем в сфере такси требуется поддержка государства

Повысить доступность такси за счет стабилизации цен и сокращения времени ожидания можно с помощью внесения корректировок в законопроект о локализации такси, считают в Общероссийском объединении пассажиров (ООП). Для этого необходимо установить предельную стоимость автомобилей, определить переходный период и отменить требования по балльности использования таксопарками отечественных машин. Кроме того, необходимо запустить программу субсидирования приобретения автомобилей таксопарками и самозанятыми. Вместе с тем, в Минпромторге считают, что программы господдержки для таксопарков уже есть.
Важно, чтобы на плечи пассажиров не ложились издержки таксомоторной отрасли.
Важно, чтобы на плечи пассажиров не ложились издержки таксомоторной отрасли. / Сергей Куксин

Свои предложения объединение направило председателю Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгению Москвичёву (копия письма есть у "РГ"). "Рост стоимости автомобиля со стороны автопроизводителей, постоянное увеличение пошлин и сборов на транспортные средства, рост стоимости ОСАГО, безусловно, направлены на развитие соответствующих отраслей автомобильной промышленности. Однако стоит отметить, все эти моменты отражаются на стоимости поездки в такси и рост стоимости перекладывается на плечи пассажира", - говорится в тексте письма. Авторы инициативы ссылаются на данные Росстата об изменении стоимости поездок на такси с начала 2023 года. Этому способствуют ограничения на выбор моделей машин. Сейчас таксопарки могут приобретать автомобили с определенной степенью локализации - более 1000 баллов. Легковые модели АвтоВАЗа, Москвича, Моторинвеста, которые преодолевают эту отметку, стоят 2-3 млн руб. Такая цена становится препятствием на пути принятия решения водителей о работе в такси, подталкивает их к переходу в "серый" рынок, считают общественники. По их мнению, предприниматели должны сами решать, какая техника будет работать.

"Необходимо приобретать отечественный транспорт, но при этом установить сроки перехода на него, убрать балльность и создать программу субсидирования - это ключевые задачи сейчас, которые важно выполнить, - поясняет председатель ООП Илья Зотов.- Балльная система может привести к тому, что на рынке останутся только две-три компании, которые будут завышать стоимость автомобилей. Цены в итоге вырастут до небес сначала на сами машины, а после - и на поездки в такси".

В отрасли считают, что нужно тщательно проработать вопрос об уровне локализации, доступности и разнообразии моделей машин такси

Должна быть программа перехода транспорта, которая давала бы возможность как предприятиям, так и самозанятым обратиться за этой поддержкой, считает Зотов. При этом самозанятым поддержка может предоставляться при условии использования авто в такси. Доказательством может выступать, например, разрешение на работу.

В Общественном совете по развитию такси считают, что одновременно с законом о локализации также необходимо вводить субсидирование и механизмы поддержки перевозчиков со стороны государства. Также, по мнению представителей организации, необходимо тщательнее проработать вопрос уровня локализации, доступности и разнообразия моделей, отвечающих потребностям и перевозчиков, и пассажиров.

"Исполнение требований этого закона не ограничивается только лишь заменой автомобилей. Нужно понимать, что бизнес такси будет вынужден нести расходы на изменение всей схемы работы таксопарков. Это замена сервисного оборудования по обслуживанию автомобилей, переобучение сотрудников, обновление складских запасов автозапчастей и расходных материалов", - отмечает председатель объединения Ирина Зарипова. Поэтому, считает она, помимо прямых расходов на замену автомобилей, которые составят миллиарды рублей, отрасль будет нести также миллиардные затраты на изменение схемы работы таксопарков.

Идею о необходимости выработки программ господдержки для сферы такси поддерживают и в рабочей группе агрегаторов такси, и цифровых платформ при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

"Чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию с машинами и водителями в такси, отрасли и государству необходимо совместно выработать меры, которые облегчат адаптацию рынка к многочисленным изменениям", - отмечают в организации. По мнению ее представителей, в первую очередь важно предусмотреть систему субсидий на покупку машин отечественных производителей. Стоит также законодательно установить максимальный порог для наценки на машины такси, которые будут соответствовать требованиям по локализации. Такие меры помогут стимулировать водителей приобретать отечественные машины, при этом не станут барьером на пути к обелению рынка, считают представители отрасли. Кроме того, введение уровня локализации для такси не решит проблем отечественного автопрома, а лишь усугубит образовавшуюся в таксомоторной отрасли ситуацию с дефицитом доступных машин, добавляют общественники. Предлагаемые меры приведут к ограничению на закупки автомобилей, которые используются в отрасли, в том числе бывших в употреблении.

"Отметим, что Минпромторгом России уже реализуется ряд программ стимулирования спроса на отечественные автомобили. В частности программа льготного лизинга, в рамках которой таксопарки могут приобрести на более выгодных условиях автомобили, который производятся на территории Российской Федерации в рамках СПИК", - пояснили "РГ" в ведомстве.